10 ноября 2023 Мнения
4963

Павел Берсенев рассказал о трендах продвижения бизнеса в интернете

Эксперт поделился видением, как будет развиваться отрасль в 2024 году.


Фото: Личный архив Павла Берсенева, https://unsplash.com.

Стоимость интернет-рекламы постоянно растет. По данным РБК, инвестиции в этот сектор за шесть месяцев текущего года увеличились на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. РИА «ПензаСМИ» решило узнать мнение специалиста о том, какие инструменты интернет-продвижения сегодня актуальны. Предлагаем беседу с одним из главных экспертов в этой отрасли в регионе, президентом Пензенского бизнес-клуба Павлом Берсеневым.

- Павел Владимирович, вы работаете в этой сфере более 20 лет. Скажите, как изменилась отрасль?

- Изменилось практически все: скорость интернета возросла в десятки раз, появилось больше инструментов, растет конкуренция, меняется поведение покупателей, особенно это заметно для мобильных устройств. Сейчас у многих пользователей нет домашних компьютеров, и ставку нужно делать именно на смартфоны, визуальный контент. Избыток информации привел к тому, что на просмотр страниц сайтов покупатели зачастую тратят не больше минуты, и за это время нужно «зацепить» потребителя.

- В 2023-м году появились новые инструменты продвижения?

- Скорее, их стало меньше. В связи с политической ситуацией мы лишились инструментов, к которым привыкли. Стала недоступной реклама в Google и двух известных запрещенных соцсетях. В результате мы получили монополию Яндекса и ВКонтакте, поэтому конкуренция и стоимость рекламы растут быстрее, чем год назад.

Но, в любом случае, глубокое погружение в бизнес заказчика и понимание особенностей инструментов рекламы и сегодня показывают прекрасный результат. И это несмотря на то, что рекламные платформы постоянно закручивают гайки и навязывают свои условия – других вариантов прямой рекламы практически нет.

Альтернатива все-таки есть – экспертный контент. Это статьи, видео, доклады на конференциях и прочее, когда сложные вещи объясняются простым языком. Без продажи напрямую. Такие материалы обычно публикуются в СМИ и на интернет-площадках с большим охватом. По мере накопления подобных публикаций потенциальных покупатель в любом случае прочтет одну-две из них, и потом обратится за консультацией к компании-эксперту.

- Стоит ли заказывать продвижение в ВК, если уже начали это делать в Яндекс.Директ или РСЯ (Рекламная сеть Яндекса)?

- Это зависит от многих факторов: бюджета компании, наличия сотрудников, способных контролировать рекламные каналы. Специалист со стороны должен понимать, как работает бизнес клиента. Ему понадобятся рекомендации, какие тексты, визуальная составляющая могут использоваться. Нужно учесть, что нужно будет провести еще и тестирование разных видов рекламы. Все равно кому-то придется оценить внутри организации, насколько эффективной была реклама. Волшебной таблетки нет, нужно подходить индивидуально, разбираться в каждой конкретной ситуации.

- Обычно предприниматели хотят результат сразу. Но есть мнение, что продвижение в интернете – долгая история.

- Запустить рекламу – только часть работы. Потребуется серия постоянных изменений: запустили рекламу, посмотрели, как человек ведет себя на сайте, что сработало, а что нет. Проводится аналитика, доработка сайта и коррекция рекламных кампаний. И так по кругу.

- Что труднее продвигать: промышленные, торговые фирмы или компании, предоставляющие услуги?

- Однозначного ответа нет, но прямая реклама экспертных услуг в интернете малоэффективна. Прежде всего, это касается профессий врача, юриста, специалиста по продвижению. Здесь важен фактор доверия, в отличие, например, от сдачи анализов крови. Поэтому в таких сферах лучше работает сарафанное радио. Покупают у того, кому доверяют. Что касается товаров, то рекламировать низкомаржинальные продукты в интернете смысла нет. Стоимость заказа в этом случае может быть выше стоимости самих товаров.

- Сумела ли поисковая оптимизация стать самостоятельной профессией или все-таки является частью интернет-маркетинга?

- Это изначально самостоятельная профессия. Мало у кого получается совмещать разные инструменты. Как правило, специалисты по контекстной рекламе не разбираются в SEO и наоборот. Что касается в целом интернет-профессий, то сейчас происходит нишевание по тематике или инструментам. К примеру, есть компании, которые занимаются только медицинским маркетингом. У них имеется опыт, сложилось понимание законодательной базы, есть собственные наработки. Как правило, услуги таких нишевых агентств стоят дороже, но можно быстро получить результат и избежать штрафов и ошибок.

С точки зрения отрасли – одни сосредотачиваются на SEO-оптимизации, другие – на таргетинге, третьи – на контекстной рекламе.

Тренд последних лет – резкий рост специалистов, которые занимаются только контекстной рекламой. Порог входа низкий – достаточно пройти платный курс или базовое обучение в интернете. А с точки зрения клиента – можно быстро сделать запуск, получить за пару недель результаты, в отличие от поискового продвижения, для понимания эффективности которого нужно несколько месяцев. Для небольших компаний контекстная реклама и таргетинг в соцсетях – наиболее оптимальные способы заявить о себе. А поисковое продвижение больше подходит для крупных компаний и многостраничных сайтов.

- Завершился ли бум на целевые страницы (лендинги), который наблюдался пару лет назад?

- «Одностраничники» изначально создавались для рекламы одного товара или услуги. Например, производителям газобетона вполне хватит лендинга, «раздувать» большой сайт нет смысла. Им нечего показать. Кроме того, «одностраничники» - отличный вариант, чтобы протестировать какой-то продукт. Заказывают контекстную рекламу, ведут трафик на эту страницу и оценивают результаты. Некоторые даже создают такие мини-сайты до выхода продукта на рынок, и получая обратную связь, дорабатывают свое изделие.

- Несколько лет назад появился такой вид услуг, как управление репутацией в интернете. Стоит ли доверять таким предложениям?

- Эта услуга существует лет 15, с момента, когда стали появляться «отзовики». Безусловно, растущим компаниям жизненно важно отслеживать негативные отзывы в Сети, чтобы скорректировать свою работу и быть ближе к покупателю. Оптимально, если компания не просто будет «забивать» негатив положительным отзывами, поскольку «фейковые» отзывы выявляются на ура, а разберется в ситуации и реально поможет своему клиенту.

- На начальном этапе появления поискового продвижения многим казалось, что оно решит все проблемы бизнеса. Можно вспомнить безумные тексты на сайтах, забитые ключевыми словами. Создается ощущение, что спрос на услугу упал.

- Поисковое продвижение появилось еще 20 лет назад. Хороший специалист тогда мог заработать в Москве за год на квартиру. Сейчас все изменилось. Направление уходит в область технологий. И спрос на услугу очень высокий, особенно для больших сайтов, интернет-магазинов и каталогов. Можно привести в пример накрутку авторитетности сайтов с помощью различных «серых» методов (поведенческих факторов). За это можно попасть под санкции упомянутой выше компании, но показательные «порки» происходят редко. Накрутка работает, а сайты получают высокие позиции в поиске и покупателей.

- Дайте совет малому бизнесу. Как таким фирмам продвигать себя в интернете?

- Я бы сделал ставку на личную историю. Люди хотят общаться с людьми, поэтому им важно иметь прямой доступ к владельцу бизнеса, у кого приобретают товар или услугу. Поэтому с помощью только прямой рекламы без продвижения личного бренда небольшим компаниям выжить не получится.

- Можете дать прогноз на 2024-й год в этой отрасли?

- Всё быстро меняется. Два года назад ушли гиганты рекламы, все перевернулось с ног на голову, но сейчас ситуация выровнялась. В любом случае, владельцам бизнеса, маркетологам и специалистам придется изучать интернет-маркетинг хотя бы на базовом уровне. Хотя бы чтобы понимать рентабельность рекламы и уметь выбрать грамотного специалиста в штат или агентство-партнера. Конкуренция растет, как и цена на рекламу, но жизнь продолжается.

Виталий СОКОЛОВ

Читайте также: Пензенские станкостроители намерены создать производство в Китае