Александр Сычев: «Настоящая картина завораживает, на нее хочется смотреть всегда»
Известный пензенский галерист рассказал, как отличить шедевр от ширпотреба, и какие выставки – правильные.
Фото: Надежда Князева.
В 2025 году Пензенскому отделению Союза художников России исполняется 85 лет. К юбилею творческого объединения журналисты РИА «ПензаСМИ» подготовили серию материалов. Сегодня наше издание в гостях у Александра Сычева – известного пензенского галериста, коллекционера живописи.
– Александр, задам банальный вопрос – с чего все начиналось? Как становятся галеристами?
– Теперь, с высоты прожитых лет, наверное, могу без ложной скромности сказать, что про художественную жизнь Пензенской области за последние 20-25 лет я знаю все. Но шел к этому долго. В 90-е годы мой сын Василий поступил в Пензенское художественное училище, начал заниматься творчеством. Мне это стало интересно, я решил во всем его поддерживать, помогать. Пропагандировал его работы – показывал друзьям, вывешивал картины у себя на работе. А потом постепенно стал интересоваться другими художниками. Советский период был очень интересный. Большинство мастеров того времени – люди с именами: Валукин, Павликов, Чумак, Непьянов, Ромашков, Сидоров и Король...
Здорово увлекся и втянулся. Начал собирать наших классиков, влюбился в работы художников советского периода.
– Где находите работы для своей коллекции?
– Истории самые разные. Картины берутся отовсюду, начиная со свалок. Некоторые люди, получая в наследство дом или квартиру, безо всякого сожаления несут на помойку старые вещи, среди которых можно встретить настоящие произведения искусства.

Хорошо, что у некоторых хватает ума дать объявление о распродаже старых картин или же отнести их в скупку.
Думаю, у многих пензенцев старые картины лежат до сих пор – на чердаках и антресолях, в гаражах и сараях. До них попросту не дошли руки. Так что на век коллекционеров работы хватит. Картины из прошлого еще долго будут «всплывать» в частных коллекциях.
– Если говорить о работах советского периода, какие из них являются более ценными?
– Очень часто можно встретить объявления коллекционеров, в которых они указывают, что готовы купить картины, написанные до 1985 года. Почему-то считается, что с началом перестройки отечественная живопись взяла паузу. Этому есть объяснение. Тогда художники писали не на потребу. Потом все перешли на коммерческие рельсы. Стали рисовать быстро и красиво – так, чтобы подороже продать. Работы стали яркими и аляповатыми, художники перестали соблюдать жанры. Все это штамповалось. В картинах пропала душа.
Такие картины могут нравиться только первое время. Потом человек, который их купил, начинает понимать, что это невечное. Он от них устает, затем хочет от них избавиться.
А то, что написано с натуры, пропущено через себя, – вечное искусство. Взять, к примеру, работы Михаила Бунчина. Главная картина его жизни – «Обед пастухов». Про нее написаны книги и сняты фильмы. Эта картина впечатляет даже своими размерами – полтора на два с половиной метра. Картина долгое время считалась утерянной. Последний раз она выставлялась в 1966 году на областной выставке. Произвела фурор размером и качеством живописи. И с тех пор канула в лету.

Мне удалось ее разыскать. Оказалось, в свое время «Обед пастухов» был продан одному богатому колхозу. Он мог позволить себе покупать живопись советских художников – настоящих мастеров, и размещать картины у себя в административном здании. Там картина и висела, пока колхоз не развалился. Трудно сказать, что еще видела эта картина. Ее возили с места на место, перекладывали из чулана в чулан.
В конце концов «всплыло» объявление о продаже этой картины, и я сумел ее купить. Для коллекционера – настоящее счастье обладать таким произведением искусства.
Сын отреставрировал работу. А в прошлом году «Обед пастухов» был впервые с 1966 года выставлен в Пензенской картинной галерее в рамках выставки, посвященной творчеству Михаила Бунчина. «Обед» увидели вживую все желающие. Можно сказать, картина обрела вторую жизнь.
– Вы – коллекционер. Когда пришло понимание, что собирать нужно не только для себя?
– Каждый коллекционер проходит начальный этап, покупая работы исключительно для себя. Предметы постепенно копятся, копятся… Затем наступает следующая фаза – когда хочется делиться своими экспонатами с людьми. В определенный период и меня стало «распирать» – хочу показать свои удивительные находки.

Надо отдать должное Пензенской картинной галерее и ее директору Кириллу Застрожному, который стоит у руля этого учреждения вот уж десять лет, – там с интересом отнеслись к моей коллекции. И сами предложили сделать первую выставку. Тогда я выставил самое лучшее из своих запасников. Мне было нестыдно, потому что все фамилии художников были на слуху.
– С развитием информационных технологий, как мне кажется, народ перестал ходить в музеи. Те же самые картины каждый может посмотреть и в интернете. Как считаете, есть будущее у выставок?
– Мне повезло – я застал то время, когда выставки организовывались правильные. И на открытие почти каждой приходили представители власти. Чувствовалось внимание к культуре. Сейчас и народу ходит меньше, и на открытие в лучшем случае присылают кого-нибудь из министерства культуры. И то не всегда.
В прошлом году мы организовывали выставку, посвященную юбилею нашего великого художника Ивана Силовича Горюшкина-Сорокопудова, который долгое время был директором художественного училища. На открытии выставки и вовсе не было ни одного высокопоставленного чиновника. А дата для Пензы – колоссальная, 150-летие со дня рождения художника. И от этого как-то грустно.
– Что значит «правильные» выставки?
– Во-первых, на выставке должны быть представлены высококлассные произведения искусства. К значимой выставке готовятся несколько лет. Во-вторых, я считаю, на открытии обязательно должен быть фуршет. Чтобы гости расслабились, смогли обсудить работы, творчество живописца, может быть, хорошенько покритиковать его произведения… Кроме этого, раньше на выставках были госзакупки, чиновники непременно покупали картины. Кто-то – чтобы оформить свой кабинет, кто-то – в подарок. Сейчас такого, увы, нет.

К сожалению, в сложившейся ситуации в чем-то виноваты и сами художники. Не буду называть фамилий, но есть отдельные персонажи, которые проводят по нескольку выставок в год, показывая один и тот же набор работ. Это неинтересно, это все уже много раз видели. Поэтому такую выставку и обсуждать не будут. Нет развития.
Вы правильно подметили, что на выставки стало ходить меньше людей. Хорошо, если на открытие придет 10-20 человек.
По поводу будущего выставок – оно есть. Но, повторюсь, надо грамотно их организовывать и преподносить.
– Где сейчас выставляться художнику, кроме картинной галереи?
– Хорошие условия для этого созданы в новом здании Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова. Там шикарный зал, подходящее освещение. И главное – есть те, кто занимается организацией выставок. Они очень тщательно готовятся, делают анонсы, устраивают экскурсии по выставке, снимают итоговый фильм. На открытии обязательно звучат добрые слова, все это чередуется с музыкальными и танцевальными номерами. Мне это импонирует.

Кстати, прямо сейчас в Лермонтовке проходит выставка из моей коллекции. Выставка тематическая, посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Там представлены работы военных лет.
– В этом году отмечается 85 лет со дня создания Пензенского регионального отделения Союза художников России. Вы планируете внести свой вклад в юбилейные мероприятия?
– Юбилейную выставку в Пензенской картинной галерее будет делать сам Союз. Всем ныне живущим художникам брошен клич, чтобы они предоставили свои лучшие работы. Очень хотелось бы увидеть эти «сливки» – узнать, что сегодняшние художники считают своим достижением.
Работы классиков предоставит картинная галерея. Надеюсь, ко мне как к коллекционеру тоже обратятся. Мне есть что показать. Хотелось бы, чтобы юбилейная выставка получилась большой, охватила несколько залов.
– Мне всегда было непонятно, как формируются цены на картины. Летом на улице Московской выставлено много работ. Идешь, смотришь, – большая и нарядная картина стоит 5 тысяч рублей, а рядом – в убогой рамочке и гораздо меньшего размера – 45 тысяч. Может, я чего-то не понимаю?
– Вы сами сказали – «нарядная». Большинство выбирает именно нарядность. Там, где яркие и сочные краски, какой-то узнаваемый пейзаж изображен. Тем не менее, от такой картины через месяц-два вас начнет тошнить. Она выводит из себя, будоражит мозг. Глаза от нее устают, ты ее чем-то завешиваешь, а потом думаешь, кому бы ее перепродать.

У нас был такой художник – писал нарядные картины, и они продавались за неплохие деньги. До 200 тысяч рублей просил за работы, и были люди, которые их покупали. Прошло лет десять с тех пор. И ко мне регулярно обращаются, просят, чтобы я выкупил у них работы этого автора. Говорят, что картины надоели.
Настоящая картина не должна надоедать. На нее всегда хочется смотреть. Она все больше и больше затягивает. Потом ты передашь ее детям, внукам. И они не захотят с ней расставаться. Вот это – настоящее. Картина может быть тусклой, серенькой, в две-три краски. Но в ней – жизнь, эмоции.
Ну и, конечно, цена работы во многом зависит от автора. Есть у него имя или нет. Здесь, как и в любой другой профессии, сначала ты работаешь на имя, а уж затем имя работает на тебя.
– Сколько всего работ в вашей коллекции?
– С некоторых пор я перестал считать. Знаете, в музее считают единицы хранения. Под ними подразумевается любая имеющая историческую и культурную ценность бумажка, фантик, документ, вещь. Исходя из этого, можно сказать, что у меня несколько тысяч единиц хранения. Это не только картины. Это рукописные наброски, графика и так далее. Все это тоже произведения искусства.

– Коллекция – это всегда деньги. Как зарабатывать галеристу? Жить на что?
– С некоторых пор я покупаю разные старинные произведения искусства с целью их реставрации и устройства их дальнейшей судьбы. Это позволяет заработать, получить деньги на жизнь и на новые картины для коллекции. Без этого никак. Скажу так – сейчас меня интересует все, что связано с искусством.
– В начале нашей беседы вы упомянули, что стали галеристом благодаря сыну. И больше ничего о нем не сказали…
– Да, по сути, мы делаем одно дело. Ему приятно, что я интересуюсь его творчеством, сейчас и он втянулся в коллекционирование. Сын помогает мне в реставрации картин. У него хорошее образование, большой опыт.
Сейчас Василий работает в Строгановке (Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова – примечание редакции), преподает живопись. У них хороший коллектив. Кстати, вместе с ним работает внучка наших народных художников Николая Сидорова и Анны Король.

Считаю, сын правильно выбрал профессию. Всегда радуюсь за тех людей, у которых хобби совпадает с работой.
А оценку творчеству Василия даст время. Мы сегодня вспоминали про И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Его будут помнить вечно. В отличие от чиновников, которые не пришли на выставку в честь его 150-летия. В Пензе есть много имен, которые останутся в истории. А есть просто удачные коммерсанты, которые рисовали нарядные картины, но их, спустя годы, уже никто не вспомнит. Они были и ушли…