Резчик по дереву Олег Игошин: «Для меня работа с образами – своего рода проповедь»
Произведения талантливого мастера находятся в храмах страны и за рубежом.
30 лет назад житель Пензы Олег Игошин попробовал создать свою первую икону. На удивление у него быстро стало все получаться. Сначала это было просто хобби, но затем оно переросло в дело всей жизни. Журналисты РИА «ПензаСМИ» побеседовали с резчиком по дереву.
ПУТЬ К ПРИЗВАНИЮ
– Я родился и вырос в Пензе. Меня с юности тянуло к творчеству – я был барабанщиком в разных ансамблях и оркестрах. В армии полюбил вырезать, затем отливал из свинца крестики. Но все же основная работа всегда была связана с весьма обычными, «земными», профессиями. А ближе к 40 я понял: хочу оставить след в жизни. И выбор пал на довольно необычное ремесло — резьбу по дереву.
– Получается, у вас нет профильного образования?
– Чтобы быть профессиональным резчиком, необязательно иметь специальное образование. Самое важное — самообучение. Я много читаю – из книг получаю информацию по канонам оформления и способам обработки дерева.
– Откуда такое увлечение? Вы росли в верующей семье?
– Моя семья была несильно религиозной. Крестики мы, конечно, носили, но истинная любовь к Богу пришла гораздо позже – как раз, когда начал заниматься вырезанием икон.
ЧУДО
– Помните свою первую работу? Какой был образ?
– Конечно! Это была «Божья Матерь со Спасителем». Я подарил ее бездетной паре, у которой на протяжении многих лет не получалось завести малыша. А спустя какое-то время у них родился ребенок. Чувствую себя немного причастным к этому Божьему Чуду.
– Олег Викторович, как родные относятся к вашему увлечению?
– Если честно, не поддерживают совсем. Им кажется, что я какой-то неправильный. Денег на том, чем я занимаюсь, не заработаешь – а им непонятно, зачем тогда это все.
– То есть создание икон – это для вас не средство заработка, а больше духовное увлечение?
– Однозначно! Я никогда не преследовал цели заработать на этом – большую часть своих работ просто дарил. В такой профессии нужно огромное желание делать добро безвозмездно.
– Как вы настраиваетесь на работу?
– С помощью молитвы. Прошу у Господа помочь мне в этом деле.
– Вера и создание икон – вещи неотделимые? Или одно может существовать без другого?
– Убежден, что одно невозможно без второго. Только обладая сильной верой в сердце, можно создать что-то подобное. Порой я даже физически чувствую, как мою руку ведет Господь Бог.
ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ
– Расскажите немного о процессе создания икон.
– Я начинаю с подбора доски. Как правило, использую в своей работе липу. Затем наношу список и начинаю вырезать крупные элементы. Потом перехожу к более тонким деталям. Позже зачищаю все наждачной бумагой и покрываю льняным маслом.
– То есть весь ваш труд – полностью ручной от начала и до конца?
– Да, я из тех, кто работает по старинке. На мой взгляд, это то ремесло, где очень важно сохранить традиции. Поэтому так важно все делать руками, без применения новых технологий и автоматизированных средств.
– Сколько времени занимает изготовление одной иконы?
– Тут все зависит от размера. В среднем, от месяца до года. У меня были работы, которые я делал несколько лет!
– Есть ли любимая икона?
– Я очень люблю Матронушку. Когда вырезаю иконы с ее образом, внутри становится тепло и спокойно.
НЕТ МЕСТА ФАНТАЗИЯМ
– Где можно увидеть ваши иконы?
– Мои работы есть по всему миру – например, в церквях на Кипре и в Греции, в Москве. В Пензе иконы и кресты стоят в храме Петра и Февронии, в гимназии св. Иннокентия Пензенского, также много хранится в частных коллекциях. Всего за свою жизнь я создал более 80 икон.
– Создавая очередную икону, вы придерживаетесь строгих канонов или все-таки в чем-то проявляете свое творчество?
– Я считаю, что в этом ремесле нет места личным фантазиям. Есть определенные правила, которым нужно следовать.
– Вы не думали передать свои навыки кому-то из учеников? В России очень мало резчиков по дереву, а уж тех, кто специализируется на иконах, можно посчитать по пальцам.
– К сожалению, у современной молодежи совсем другие интересы. Я бы очень хотел передать свои знания дальше, но нет желающих заниматься этим. У людей есть стереотип: если у тебя такая профессия, значит, проживешь всю жизнь в бедности.
– Что для вас создание икон?
– Для меня это своего рода проповедь.
– Что самое любимое и сложное в иконописи?
– Самое любимое – сам процесс. А самое сложное – расставаться с готовыми работами. Привязываюсь очень к ним, как к детям. Прощаюсь со слезами на глазах.