Александр Зверовщиков: «Станкостроение нуждается в выработке перспектив развития»
По мнению ученого, это важно для развития отрасли и достижения технологической независимости.
Фото: скриншот https://rutube.ru/video/003268c7d890d95d74724d799c359a23/.
Заведующий кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения» Пензенского госуниверситета, доктор технических наук Александр Зверовщиков считает, что для развития отечественного станкостроения важно определиться с перспективами и задачами, которые должны стоять на ближайшие 10-15 лет.
«Главная проблема современного российского станкостроения – выработка перспектив развития. Понятно, что на данный момент на сегодняшнем технологическом уровне мы выпускаем то, что в первую очередь востребовано нашей промышленностью. То есть «рабочих лошадок». Однако если мы на этом остановимся, то через три-четыре года будем отставать от всех конкурентов стратегически. Причем не догонять, а еще сильнее замедлим темп. Поэтому основная задача – сформулировать развитие станкостроении на ближайшие 10-15 лет», – сказал он в эфире передачи «Современное станкостроение в России» (12+).
Еще одна из проблем отрасли – кадровый голод: как подготовить тех, кто будет разрабатывать новые детали и станки, организовывать производство, работать.
«Есть идеи, силы для их реализации в материалом плане. Но на нас накатывает кадровый голод, связанный с тем, что была переформатирована система образования. В вузах исчезла комплексная специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки, инструменты». Она является базовой для тех, кто проектирует и производит станочное оборудование».
Об этой проблеме говорили и участники Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы станкостроения», которая состоялась в Пензе. В частности, шла речь о том, что названную выше специальность разделили на несколько самостоятельных направлений. В итоге у специалистов нет комплексных знаний, необходимых для работы на производстве. Плюс разрушилась система подготовки будущих работников предприятий в школах. Раньше станки были во всех учреждениях образования. Сейчас они если и есть, то импортного производства.
«Нет системного подхода в школах к организации технологических классов. В возрасте 6-8 классов прикосновение к процессу изменения материи – мощный психологический стимул, формирующий отношение к жизни в дальнейшем. Если парень видит, что своими руками может сделать с металлом, это дает импульс для того, чтобы в будущем человек занимался реальным делом. Система «взял – сумел – сделал» для подрастающего поколения является ключевой».