В Пензе высоко ценят воспитательное значение школьного труда
Центр технологического образования помогает учащимся в выборе будущей профессии.
Фото: ПензаСМИ, ЦТО.
Вырастить созидателя для общества - задача номер один
В конце мая в Госдуму внесли законопроект, который предполагает возможность привлечения школьников к общественно полезному труду в рамках образовательной программы. Если этот нормативно-правовой документ утвердят, то понятие "воспитание" будет наполнено новым, а на самом деле, хорошо забытым смыслом.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что одна из основополагающих целей образовательных организаций – «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни».
Пока вопросов к документу много. Ясно, что это первые робкие шаги в попытке вернуть российское среднее образование на рельсы подготовки юного человека к реальной жизни. Очень долго школам ставили задачу готовить грамотного потребителя, а не творца.
Через масс-медиа навязывался образ успешного человека, который легко и быстро разбогател, достиг всего, не прилагая особых усилий. Например, поднялся на торговле или ведении блога. В последние 10 лет молодежь ринулась в блогеры, но быстро поняла, что далеко не все могут привлечь аудиторию. Да и деньги в этой сфере далеко не те, о которых люди мечтали. С подготовкой менеджеров тоже явный перекос. Вряд ли стоит готовить 4-5 лет специалиста, который будет заниматься продажами, пусть даже и высокотехнологичной продукции. А вот инженеров стране не хватает, как и квалифицированных рабочих. Трудиться качественно, ежедневно прикладывая усилия, многие из молодых не умеют. И это серьезная социальная проблема!
Машиностроительные предприятия сегодня испытывают колоссальную нехватку кадров. Даже если человек приходит на завод, то его приходится учить с нуля. В условиях жесткого давления на нашу страну со стороны Запада такое положение крайне опасно. И дело не только в профессиональных предпочтениях. Потребители не только не умеют работать, они легкомысленно относятся и к судьбе страны. Неслучайно, что значительное число молодых россиян предпочло уехать за границу, нежели вставать на защиту интересов России.
По сути, нужно не только возвращать общественно полезный труд школьников, надо вернуть в школы уроки труда. Именно труда! Сегодня они называются странным словом «технология», на них отводится мало часов, а в старших классах их вообще нет. Да и уроки эти далеки от тех занятий, которые проходили родители нынешних юнцов. Дело в том, что техническая база образовательных учреждений зачастую слабая. В одних школах станки сохранились, в других нет. Если ребенок поработал с паяльником или молотком, это еще не значит, что он получил представление о рабочих профессиях. А школа должна давать такую базу, иначе человек выходит во взрослый мир не понимая, что его ждет, не зная своих способностей! Важно разработать программы трудового обучение, оснастить такие классы всем необходимым. А затем наладить связь между школой и производством, как это было раньше, чтобы после окончания обучения выпускник сразу шел или в вуз или на предприятие.
Кстати, наше издание ранее писало об инициативе пензенского промышленника по оснащению школьных классов учебными станками для уроков труда.
Пензе есть чем гордиться!
Впрочем, не все так плохо. Во многих регионах сохранили традиции трудового обучения. Недавно «ПензаСМИ» рассказывало о школе №18 областного центра. В ней имеются токарные станки по металлу и дереву. Ребят знакомят с основами таких профессий, как токарь, столяр. Кроме того, проходят занятия по робототехнике, учат работать со станком лазерной гравировки.
Есть и еще один прекрасный пример преемственности трудового обучения. Речь о МБУДО «Центр технологического обучения» (ЦТО), многие по старой памяти его называют учебно-производственным комбинатом, сокращенно УПК. Раньше по всей стране действовали такие комбинаты, где юноши и девушки получали начальную профессиональную подготовку. Главное — происходило знакомство с будущей профессией, что делало выбор будущего осознанным. А какая экономия для государства! Благодаря таким центрам человек не мечется по жизни, получая второе образование, ошибившись с первым. Он уверенно шагает по пути, который определил для себя еще в школе.
В ЦТО ученики занимаются в свободное время от школы время, осваивают различные, в том числе, рабочие профессии. Раньше УПК вручал выпускникам свидетельство государственного образца, которое давало права на работу по полученной специальности. Сейчас такие центры — это часть системы дополнительного образования, свидетельства тоже выдают, но они прежней функцией не обладают. Хотя при устройстве во многие компании у такого работника будет явное преимущество.
Важно, что такие учреждения позволяют ребенку познать мир рабочих профессий, попробовать себя в них. Даже если он пойдет в технический вуз, у него будет понимание как работает отрасль, в которой он хочет стать специалистом. Об этом рассказал изданию директор ЦТО Юрий Голодяев.
«Общаюсь с руководством ПГУ, мне там рассказывают, что сегодня огромная проблема в том, что студенты не понимают, как выглядит ручной труд на производстве, как работают на станках», - говорит директор Центра технологического обучения.
По его словам, в Пензе ситуация лучше в этом плане, во многих городах УПК вообще закрыли или перепрофилировали. Пошли по этому порочному пути даже в Заречном, где действуют очень важные для страны промышленные предприятия и нужна подпитка кадрами.
Он рассказал, что пензенский ЦТО готовит токарей, слесарей, автослесарей, младших медицинских сестер, журналистов, есть программы по графическому дизайну, инженерному дизайну, по основам проектной деятельности и т. д.
Основательная профориентация — залог правильно выбранной профессии
Программа обучения токарей в ЦТО - 140 часов за учебный год, ребята занимаются по 4 часа неделю. Получают основы профессии, главное — у них создается верное представление о рабочей профессии. Они понимают, что работа на заводе — это нормально, почетно и даже выгодно.
«Если говорить о токарях и слесарях, то по этим программам у нас подготовка длится 2 года. Каждый год на курсе обучаются в среднем 80 человек. К сожалению, не все завершают обучение и получают свидетельство об окончании нашего учреждения. Так, в прошлом году мы выпустили 31 человека по этим направлениям, в этом 27», - говорит собеседник издания.
По его словам, если бы выдавалось свидетельство государственного образца, то интерес к обучению был бы выше. Тем не менее, более 70% выпускников поступают в учреждения профессионального образования по полученному профилю. Очень важный плюс Центра в том, что обучение здесь - бесплатное!
Юрий Голодяев с гордостью рассказывает, что программы обучения развиваются, дополняются современными компонентами. Так, программа подготовки младшей медсестры включает посещение обоих медицинских колледжей Пензы, медицинского института ПГУ, Института усовершенствования врачей. Тесно сотрудничает Центр с «Кванториумом НЭЛ», там ученики получают представление о генной инженерии, углубляют знания по биологии. Не говоря уже о навыках первой медицинской помоши, которую не умеют оказывать многие ребята, хоть и проходят на уроках ОБЖ.
Юрий Голодяев поддерживает возвращение в школы уроков труда, считает их важными для воспитания настоящего гражданина и человека.
С ним согласна и заместитель директора Центра технологического обучения Светлана Кудинова.
«Конечно, уроки труда нужны, их следует развивать, дополнять новым содержанием. Сейчас есть уроки технологии, на них занимаются вместе и мальчики, и девочки. На мой взгляд, девочек не стоит учить работать с напильником, однако часть занятий может быть общей, например, поварское дело. Не секрет, что многие юноши сегодня идут в повара, а потом некоторые из выпускников колледжей успешно развивают ресторанный бизнес. Так что здесь важно все продумать», - считает она.
Также Светлана Кудинова не видит проблемы в том, что ребят будут снова привлекать к общественно полезному труду. По ее словам, у многих родителей просто не хватает времени на такие задачи, а школа могла бы взять на себя эту роль. Конечно, нужно все сделать разумно, не перегибая палку.
Читайте также: Студенты пензенского ИТ-колледжа вступили в новую программу дуального обучения