24 ноября 2022 Об актуальном
428

В пензенской школе №18 учат быть в ладу с техникой и не бояться труда

Как в Пензе реализуют проект инженерно-технического обучения в среднем образовательном звене.


Фото: ВКонтакте, ПензаСМИ, администрация Пензы.

«Рядом находятся предприятия, которые заинтересованы в подготовке кадров»

Среднее школьное образование в последние годы в России много критиковали. Бесконечные отчеты учителей были серьезной помехой в передаче знаний. К тому же отрыв школьной подготовки от запросов реального сектора экономики постоянно возрастал. В итоге зачастую дети получали неверное представление о себе и окружающей реальности. Пресловутые «юристы-экономисты» уже в прошлом, в последние годы выпускники часто поступали в медвузы, ориентируясь на высокие зарплаты и престижность профессии. Конечно, врач - благородная профессия, но чтобы ей заниматься, нужно призвание. А где же специалисты ИТР, которыми славилась наша страна? Почему в дефиците токари, слесари КИПиА высокой квалификации? Но есть надежда, что перекос будет исправлен.

Одним из таких положительных примеров является средняя школа №18 Пензы. Там созданы все условия для проявления учениками творческих способностей в технической сфере. Немаловажно, что уже в школьные годы ребята могут попробовать силы в профессиях, востребованных предприятиями города. Уже 9-й год учреждение ориентируется на естественно-научное направление подготовки. В 2014-2015 году оно была объявлено Инженерно-технической школой. Всего в Пензе четыре таких учебных заведения.

По словам и.о. директора школы Лилии Жистиной, такая особенность закономерна – учреждение находится в Заводском районе. Рядом расположены крупные предприятия, которые заинтересованы в обновлении кадрового состава как инженерно-технических сотрудников, так и квалицированных рабочих.

Она добавила, что концепция инженерно-технической школы разработана городским управлением образования в ходе реализации муниципального проекта «Карьера начинается с детства».

Инженерно-технический класс: в чем его особенность?

Приобщение к научно-техническому творчеству здесь начинается еще в начальной школе – учащихся сначала знакомят с бумажным моделированием, с конструктором LEGO, миром информатики. В 5-7 классах они пробуют силы в робототехнике, компьютерной графике, занимаются на факультативах, пытаются создавать проекты в школьном Центре молодежно-инновационного творчества (ЦМИТ), делают первые шаги в исследованиях. Также для ребят регулярно организуют экскурсии на промышленные предприятия: ОАО «ПТПА», компанию «СтанкоМашСтрой» и т.д.

В 8-9 классах воспитанники уже активно разрабатывают проекты на базе ЦМИТов, участвуют в фестивалях научно-технической направленности. Для ребят организуют тренинги, летние лагерные смены по техпрофилю, проводят лекции для выбора будущей профессии.

Конечно, наибольшую нагрузку получает так называемый «инженерный класс». Там ученики в течение 2 лет перед выпуском усиленно изучают математику, физику, технологию, черчение, информатику и ИКТ. Пробуют программировать, разрабатывают инновационные проекты. Благодаря договоренности с ПГУ ученики инженерного класса 5 часов в месяц получают знания и навыки на учебно-производственных площадках университета.

В 2022 году состоялся четвертый выпуск инженерно-технического класса. Из 17 выпускников 14 поступили в технические вузы.

Еще одна возможность для ребят инженерного класса получить востребованные на рынке труда навыки появилась в этом году. Школа договорилась о сотрудничестве с пензенским IT-колледжем и теперь десятиклассники могут приобрести там специальность «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», не отрываясь от основного обучения.

Как пояснили ПензаСМИ в областном министерстве образования, это стало возможным благодаря федеральному проекту «Молодые профессионалы». В упомянутом колледже недавно открылись три высокотехнологические мастерские для обучения по программам среднего профессионального образования широкого круга слушателей, в том числе и старшеклассников.

ЦМИТ – техническое сердце школы

На базе 18-й школы действует ЦМИТ «ТехноАрт». Он оправдывает свое название, это не только средоточие творческой энергии, но и ядро профильной подготовки. Там занимаются робототехникой, легоконструированием, создают экологические проекты. Заместитель директора по инженерно-техническому направлению Наталья Воронина рассказала, что ЦМИТ помогает проявить себя. В ЦМИТе установлены 3D-принтер, станок для лазерной гравировки.

При этом такое направление отнюдь не только для будущих Джобсов, оно увлекает всех технарей с творческой жилкой.

«Зачастую отличники не любят конструировать и создавать проекты, они больше стремятся участвовать в олимпиадах. А хорошисты не так успешны в математике, но зачастую оказываются рукастыми ребятами», - отметила Наталья Воронина

Она с гордостью рассказывает о своих воспитанниках. Например, ученики инженерного класса Даниил Монахов, Мария Егорова, Александр Воронин разработали прибор, помогающий ориентироваться в пространстве слепым людям. Им уже заинтересовалось пермское предприятие. Теперь ученики и наставник ищут возможность создать промышленный образец, чтобы запатентовать изделие.

К слову, Даниил Монахов недавно стал одним из пензенских школьников, удостоенных за свои достижения стипендии главы городской администрации Александра Басенко.

Со своими проектами ребята уже второй год выходят в финал конкурса исследовательских работ и инженерных проектов памяти А. А. Сереброва, который проводится в Королеве. Из «космической столицы» школьники привезли дипломы и массу новых впечатлений.

Образовательные традиции не забывают

Внимательный читатель может подумать: «Инженерный класс, ЦМИТ, конкурсы и олимпиады – это здорово, а остальные ученики как ощущают на себе профиль школы?» Можем успокоить. Ребята получают технические знания и полезные навыки, в том числе и на уроках технологии. К счастью, лучшие традиции советской школы сохранены. Воспитанники этой школы точно не боятся труда.

«Занятия начинаются с начальных классов – мальчики учатся выжигать, выпиливать, в 6 классе уже осваивают азы деревообработки, мастерят поделки», - говорит учитель технологии Алексей Юняткин.

Кабинет, где проходят такие уроки, неплохо оснащен – установлены 4 станка: токарный по дереву, токарный по металлу, сверлильный и фрезерный.

По его словам, дети обычно испытывают больший интерес к дереву. Этот материал теплый, «живой», на имеющемся оборудовании из него сейчас изготавливают скворечники. Впрочем, со станком по металлу ребят также знакомят – несмотря на повсеместное внедрение на заводах оборудования с ЧПУ высококлассные токари по-прежнему в цене.

Таким образом, юноши и девушки получают необходимую подготовку, что помогает им получить уже в школьные годы основу для дальнейшего развития талантов и способностей.

Читайте по теме: Глава администрации Пензы наградил талантливых студентов и школьников