3 июня 2023 Об актуальном
6761

В школы пора вернуть уроки труда

В Москве на площадке «Точка кипения» МГТУ «Станкин» проведён цикл стратегических сессий, посвященных развитию станкоинструментальной промышленности.


Фото: МГТУ «Станкин».

В центре внимания были задачи обеспечения технологического суверенитета машиностроительного комплекса и реализации новой редакции федерального проекта «Развитие станкоинструментальной промышленности». 3 июня в вузе работали министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, заместитель главы Минпромторга Михаил Иванов, отраслевые эксперты и представители промышленности. От Пензенской области в дискуссии принимал участие генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков, который возглавляет комитет по промышленной политики регионального парламента.

Мозговой штурм был посвящен одной из актуальных тем современности – как возродить отечественное станкостроение и готовить кадры под перспективные запросы отрасли. Отрадно, что ведущий государственный университет в области цифрового машиностроения, один из девяти системообразующих университетов России, участник программы развития лучших вузов России – «Приоритет – 2030» готов к трансформации. Шла речь не только о роли университета в реализации федерального проекта «Станкостроение», но затрагивались и проблемы инжиниринга в сфере машиностроения, а также формирования образовательной среды.

Казалось бы, красивые слова и яркие выражения. Но за ними скрывается простая суть – государство ставит вопрос о формировании личности, полностью соответствующей духу эпохи. А кто сейчас нужен стране? Ответ очевиден – люди труда. Запустили процессы импортозамещения, но оказалось, что некому работать – у нас сплошные юристы, экономисты, менеджеры и блогеры. Некому заниматься разработкой, банально встать к станку и начать производить…

Сейчас пришло понимание, что выросло поколение, которое не умеет работать руками. Их просто этому не учили в школе, не прививали любовь к труду в техникумах, колледжах и высших учебных заведениях. Молодежь ориентировалась на быстрое зарабатывание денег и красивую жизнь, которую пропагандировал запад. Специалисты уверены, что не всё потеряно, но нужны кардинальные решения – медлить нельзя.

В частности, пора пересмотреть систему обучения и вернуть так называемые уроки труда в школьную программу. Подросток должен уметь не только пилить, строгать или гвоздь забить, но и знать основы токарного дела, уметь работать на станках, развивать мышление и применять полученные навыки на практике.

Тезисы о кадрах, разработках, индустриальном будущем озвучил Олег Кочетков. По его словам, в регионах дефицит молодых рабочих кадров – нужны технари. Чтобы их вырастить нужно время, средства, но главное – желание восстановить утраченные связи между сферой образования и производителями. Пензенский промышленник предлагает реализовать проект по созданию современной учебной инфраструктуры, в котором он готов стать исполнителем. К примеру, МГТУ «Станкин» по силам выступить разработчиком небольших токарных и фрезерных станков, которые будут поставляться в учебные заведения. Предприятие способно выпускать от 5 до 7 тысяч единиц в год, чтобы закрыть потребность школ, ссузов и вузов по России. При этом, оборудование должно быть недорогим и практичным, полностью отечественным - без зависимости от импортных компонентов.

«Наших детей надо учить трудиться, побуждать желание ребят получать рабочие профессии», - уверен производственник, который давно «бьёт в колокола». В молодежной среде от инстинктов потребления нужно уходить в сторону формирования сознания созидателей, ориентированных на общественные интересы.

Аудитория провожала спикера из Пензы аплодисментами, поскольку выступление, как говорят «попало в точку». Оно актуально в условиях западных санкций, когда государство делает ставку на своё – от разработки до конечного результата.

Как не вспомнить мудрого педагога Макаренко, который был уверен, что трудовое воспитание содействует развитию человека. «Следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда», - писал в своих работах автор методики. Его практика показала, что подростки поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства.

Трудовое воспитание – это не возврат к советскому прошлому, из которого, кстати, нужно брать всё лучшее, а запрос на важные качества - трудолюбие и уважение к труду другого человека. Буддийская философия гласит, что порядок в доме и порядок в голове – вещи взаимосвязанные. Пришло время задуматься об этом и внедрять действительно стоящие практики. А лидером в этих процессах может стать «Станкин», который готовит кадры, проводит исследования, владеет отраслевой аналитикой, а значит, способен быть центром компетенций и кооперации со станкостроителями.

Читайте также – В Пензе разработали токарный станок с цифровой системой ЧПУ мирового уровня