23 апреля 2018 Культура
994

Разрыв шаблона: квартирник во Дворце культуры

Группа «No Comments» выступила в Центре культуры и досуга с отчетным концертом.

Начнем не с начала. Когда концерт был окончен, на сцену вышел директор упомянутого выше учреждения Евгений Шилов – торжественно, в строгом костюме, при галстуке, с цветами и почетной грамотой в руках, напоминая самого себя времен работы в должности начальника управления культуры и архива. Но, может, такой контраст лишний раз подчеркнул общую нетипичность «любительского объединения», репетиционная база которого находится в ЦКиД, и по сей день носящий имя Кирова.

Незримое присутствие государственного и партийного деятеля советских времен тоже не случайно: в программе ансамбля «No Comments», невзирая на англоязычное название, все песни только на русском, и некоторые из них упорно отсылают к временам СССР. Хотя, если вдуматься, эта любовь к мотивам давно минувших дней не без нечаянных намеков на противостояние тогдашнему строю: Высоцкий с этой точки зрения вообще комментариев не требует, а «Цветы» Стаса Намина по сей день считаются группой, с которой начинался весь отечественный неформат.

Здесь же отметим и еще одно обстоятельство. Антураж концерта «No Comments» был тщательно обставлен как относительная имитация «квартирника»: со стороны музыкантов никакого стремления вырядиться в нечто парадное, что же до обстановки - торшеры, кресло в углу, мягкая игрушка на мониторе и прочие атрибуты давно обжитого угла, который будто бы случайным образом смог заодно вместить в себя пару синтезаторов, микрофонные стойки, ударную установку, бас-гитару и электро-контрабас.

Уют интерьера, старательно воссозданного на сцене малого зала ЦКиД, дополнительно подчеркивал интимность внутреннего содержания столь же продуманно выстроенной программы из семнадцати пунктов. Складывалось ощущение, что почти каждая строчка - стихов ли, песен ли - выстрадана, прочувствована и осмыслена на основе личного опыта. Отсюда и особые интонации, которыми скрепляется ткань камерного спектакля о любви к музыке, но в первую очередь - о любви вообще.

Главная ось здесь (если угодно – вертикаль, но все же, наверное, горизонталь, а то и диагональ) пролегает между Ириной Одуло и Екатериной Миленькой, двумя ключевыми составляющими ансамбля «No Comments», чьим напряженным сотрудничеством-противостоянием (можно в обратном порядке) и создана преобладающая часть авторского материала в репертуаре – а его, к слову, куда больше, чем кавер-версий.

Но одно дело наработать репертуар, и совсем другое – правильно отобрать материал, верно распределив его для выступления перед публикой. И тут стоит отметить, что концерт «No Comments» представлял собой редкий образец взвешенности и композиционной продуманности, когда эмоциональный фон по ходу пьесы постепенно набирает силу, а кульминация случается именно тогда, когда ей положено.

(Маленькое отступление. Екатерина Миленькая, «поющая ведущая», как она сама себя обозначает, неизбежно притягивает к себе взоры вне зависимости о того, танцует ли в ритмах самбы или сидит в кресле, перелистывая некую условную книжку в потертом переплете. Так вот, по мере приближения к финалу концерта она начала источать столько энергии, что, казалось, еще полчаса - и просто взлетела бы к потолку. Но не успела).

Основной вывод, который напрашивается по итогам увиденного и услышанного: ансамбль «No Comments» с его стремлением творить-выдумывать-пробовать, безусловно, заслуживает большего интереса, чем проявляется к нему на сегодняшний день. И это весомый повод обратить на него внимание в рамках фестиваля «Jazz May-2018», который пройдет 18-20 мая в Пензе. Уже известно, что в один из дней коллектив планирует выступить на открытой сцене.

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН.