Дни польской драматургии в Пензе: от «бедного театра» к семинарному центру
Марина Ливинская поделилась своими впечатлениями от проделанной работы и возможными планами на будущее.
Фото: из личного архива Марины Ливинской.
«Театр на обочине» для Пензы - явление особое. Наш единственный частный театр уникален уже своим статусом, но при этом упорно подчеркивает собственную независимость нежеланием следовать неким тенденциям, направлениям или пожеланиям. «С вами или без вас, но мы это сделаем» - вот и весь девиз или, если угодно, сказ.
Очередным шагом в сторону означенного направления стали Дни польской драматургии (числом три), которые возникли словно бы на ровном месте, но нет. Любой, кто знаком с репертуаром «Театра на обочине», поймет, что отправной точкой все равно стала драма «Наш класс»: трагическая история того, как жестокие обстоятельства превращают друзей в лютых врагов.
- Когда мы поставили этот спектакль по Тадеушу Слободзянеку, то стали читать другие польские пьесы, и поняли, какое перед нами открывается огромное пространство. Просто были в шоке от этого невероятного пласта. Стало ясно: так или иначе надо с этим что-то с этим делать, - рассказывает Марина Ливинская, художественный руководитель «Театра на обочине».
Первым шагом стало обращение в Польский культурный центр, где идею всецело поддержали и смогли оказать помощь. В итоге на берега Суры приехал известный театральный критик Павел Руднев, а благодаря помощи местных спонсоров и режиссер Кирилл Заборихин, который, кстати, ранее работал с областным драматическим театром. Получилась настоящая творческая лаборатория - с четырьмя читками, лекциями и практиками.
- Такие вещи очень консолидируют, тем более что Дома актера в Пензе как не было, так и нет, все жмутся по углам. А у нас были люди из драматического театра, двух ТЮЗов, и еще гости из Ульяновска, которые приезжали на фестиваль «Мечты Ассоль». Хотя пришли не только профессионалы, конечно. Так что получилось очень классно, - считает Марина.
Для нее польский театр - как она говорит, самый крутой в Восточной Европе - это прежде всего Ежи Гротовский и его наследие. Напомним, речь идет о скончавшемся в 1999 году режиссере, педагоге и теоретике. Он знаменит своей концепцией бедного театра, сознательно отказывающегося от сцены и зрительного зала в пользу единого пространства, способного превратиться во что угодно по мере необходимости: «Принятие «бедности» театра, освобождение театра от всего, что не является собственно театром, сосредоточение на том, что является его стержнем, выявило другие богатства, исходящие из его сути, то есть лежащие в рамках профессии».
- Мы активно используем практики Гротовского, он нам очень близок. Я сама воспитана в школе, где такой подход имеет большой вес. Но, честно признаться, стало откровением, что в Польше такой пласт драматургии. Мне она нравится тем, что там много исторической рефлексии, что опять же мне самой очень близко. А в нашей современной драматургии, к сожалению, этого нет, - говорит Марина.
К слову сказать, показ «Нашего класса» в рамках Дней польской драматургии совпал с событиями в Чемодановке. Ливинская родилась в Ташкенте и не просто много лет прожила в Узбекистане, но и на себе испытала все прелести проснувшегося в 90-е годы ХХ века национального самосознания со всеми вытекающими. Так пьеса о событиях в Польше накануне Второй мировой внезапно приобрела новую степень актуальности, поскольку посвящена вечной теме о том, как легко от простого сравнения по принципу «мы – они», «свои – чужие», «наши – ненаши» перейти к деятельной вражде и ненависти. Одновременно возникла мысль о том, соседи заслуживают прежде всего внимания со знаком плюс.
- Мы теперь задумались о финно-угорской теме. Ведь живем рядом с мордвой, а знаем мало. Точнее, вообще почти ничего не знаем. Мне очень хотелось попасть на праздник Покш Эрзянь Чи в Пазелках - жаль, что не получилось. Но здорово, что они так активизировались. Ведь нужно смотреть на то, как живут соседи, нужно интересоваться тем, что происходит у них. Войну развязать легко, а вот говорить друг с другом не всегда получается. По счастью, театр позволяет это сделать, - считает Марина.
Дополнительную возможность для общения в этот раз открыли еще и обсуждения после читок. По словам Ливинской, они были очень живыми и насыщенными:
- Я видела, что нашему гостю, Павлу Рудневу, было очень интересно не только слушать, но и в этом участвовать. В том числе вступать в споры. Он много ездит по России, но Пензу на театральной карте страны почти не видит. Однако полагаю, что теперь его впечатление несколько изменилось. Тем более на него произвело впечатление, что в нашем случае речь идет о частном театре.
Как говорит Марина, на ее коллектив за три дня свалился огромный объем работы, но при этом был получен и колоссальный заряд позитива - а заодно появились новые планы и задумки.
- Вообще возникла мысль, что нужен своего рода семинарный центр для театров Поволжья, где актеры могли бы повышать свою квалификацию. И это можно сделать в Пензе. Уже думаем над тем, как это реализовать. Есть и другие идеи, но ими делиться пока не буду.
Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН