В свете лампы. Пензенская пианистка выступила в баре с неожиданным репертуаром
Анастасия Суднева накануне Старого Нового года предложила публике подборку знаменитых тем мировой музыки.
Пианистка, известная прежде всего исполнением классического репертуара, никогда не скрывала своей любви к джазу. Однако услышать, как она играет такого рода музыку, пензенским ценителям практически не доводилось: разве что в тех случаях, когда Анастасия садится за рояль в фойе перед началом других концертов в филармонии. Но вот вечером 13 января в саунд-баре «Ламповая голова», вновь вернувшемся не так давно к активной деятельности, Суднева наконец-то выступила с часовой сольной программой именно в легком стиле.
Дата получилась с налетом неслучайности, и дело не только в Старом Новом годе: ровно за месяц до этого ею был превосходно сыгран вместе с Поволжским камерным оркестром концерт Моцарта № 23. После этого тем более интересно было оценить, как она обращается с принципиально иным материалом. Впрочем, интерес был не только у слушателей.
«Все началось с предложения продюсера Олега Рубцова выступить в «Ламповой голове» с сольной программой, что для меня достаточно привычно, однако раньше речь всегда шла о классике. А атмосфера саунд-бара в моем сознании не сочеталась с такой музыкой. Все-таки что-то предназначено для больших залов, а что-то для таких вот уютных уголков. Это как с одеждой: где-то вечерние наряды просто неуместны. Поэтому, кстати, я отказалась от длинного концертного платья и надела голубые джинсы», - рассказала Анастасия корреспонденту РИА «ПензаСМИ».
Кроме джинсов (и черной кофточки с забавным рисунком) из формата выбивался инструмент: пианистке, привыкшей к клавишам рояля, пришлось сесть за синтезатор. И, по ее словам, это наложило свой отпечаток: «Скажу честно, ощущения при игре абсолютно разные... Но это опять же новый опыт! Есть мнение, что от электронного инструмента невозможно добиться хорошего звука, и что только живое пианино сможет дать ту богатую звуковую палитру, которая и составляет душу музыки. Да, все так. Возможно, еще и по этой причине я не рискнула включать в концерт много классики. Однако в процессе игры чувствовала, что синтезатор не столь ограничен в красках, он отзывается на прикосновения, а музыка, если что-то и теряет, то в то же время и приобретает новое звучание».
Справедливости ради скажем, что из цифрового пианино по большей части извлекался звук, близкий к фортепианному: настройка сменилась на органную лишь ради Арии Баха (той самой, что устойчиво вызывает из памяти «Whiter Shade Of Pale»). Что же до репертуара, то, по словам Анастасии, ей пришлось вдоволь помучиться с составлением программы, но джазу в этом списке знаменитых на весь мир мелодий заранее было отведено немалое место.
Постоянные посетители фестиваля «Jazz May» знают, как интересно слушать исполнителей с классической школой, которые играют джазовые пьесы, привнося в них совершенно особое звучание. Концерт в «Ламповой голове» был с этой точки зрения не менее увлекателен, да еще и помножен на камерную атмосферу бара: приглушенный свет, новогодняя елочка, гирлянды на окнах, легкое позвякивание приборов и ненавязчивые кухонные ароматы. При этом публика, заполнившая небольшое помещение, внимала чутко, аплодировала искренне и сразу пианистку не отпустила, получив в качестве прощального подарка одну из самых знаменитых пьес Глена Миллера. Кстати, как говорит сама Анастасия, в детстве пластинка легендарного оркестра была у нее среди самых любимых.
Говоря о старых пластинках, уместно вспомнить, что однажды два выдающихся скрипача совершенно разных направлений – Иегуди Менухин и Стефан Граппелли – записали альбом популярных мелодий 20-30-х годов. Объясняя такой выбор материала, Менухин сказал примерно следующее: «Когда встречаются старые друзья, им не обязательно говорить о серьезных вещах». Пользуясь той же метафорой, можно сказать, что Анастасия Суднева не раз доказывала свою состоятельность в самых непростых темах, но столь же уверенно чувствует себя в непринужденной беседе. Более того, заверила, что и в дальнейшем планирует давать концерты, далекие от классики.
Пока же она готовится вместе с друзьями вечером 17 января показать на большой сцене филармонии музыкальный спектакль «Красота спасет мир?», который представляет собой вольные фантазии по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита» - и это еще один выход за пределы привычного формата.
Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН