Сочетание слов «вечер камерной музыки» для многих звучит обещанием чего-то негромкого, спокойного и уютного. Концерт Анастасии Судневой и Александра Корнеева в органном зале филармонии примерно так и начинался: пензенская пианистка сыграла пару милых пьес Куперена и Рамо, известную сонату Гайдна и перешла к любимому ею Дебюсси, причем особое отношение к этому импрессионисту от музыки, в котором она неоднократно признавалась, явно добавило выразительности исполнению - и публика это оценила не только бурными аплодисментами, но и возгласами «браво».

Построение программы получилось грамотным: усилившийся эмоциональный фон подготовил появление второго участника - Александра Корнеева, солиста Саратовского оперного театра. Под аккомпанемент Анастасии он исполнил вокальный цикл Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» для баритона с фортепиано.

Те, кто знают великого композитора ХХ века благодаря знаменитой теме «Время, вперед!» и дивным мелодиям из сюиты «Метель», наверняка воспринимают результат обращения к есенинским стихам как довольно неожиданный. Прежде всего потому, что по звучанию он получился темным, мрачноватым и напряженным - но, если вдуматься, ведь таков и сам «последний поэт деревни». Как бы нам ни хотелось сделать акцент на пасторальности многих его стихов, всю свою недолгую и трагически оборванную собственной рукою жизнь он нес в себе заряд тяжкой неприкаянности, лишь усугублявшейся разного рода метаниями: между городом и селом, прежним и новым строем, Россией и заграницей. Впрочем, не он один.

Свиридовский цикл, который он сам любил называть «поэмой», представляет собой единую ткань из двенадцати стихотворений, положенных на музыку - по большей части тягучую, напряженную, медитативно-завораживающую. Анастасия Суднева и Александр Корнеев смогли в пятницу вечером донести до своей аудитории чувство, которое, возможно, даст повод снова обратиться к творчеству Есенина и взглянуть на него иначе.

Вообще этому концерту сильно не повезло, о чем можно только сожалеть: в это же самое время по соседству, в ККЗ «Пенза», стартовал кинофестиваль «Мужская роль», который наверняка оттянул на себя изрядное количество пензенцев, вынужденных делать выбор - однако несколько десятков человек все же выбрали живую музыку и вряд ли пожалели.

Кстати, через пару недель Анастасия Суднева представит на суд публики еще один образец сотрудничества с городом, в котором училась: вместе с Поволжским камерным оркестром 13 декабря она исполнит в Пензе один из самых красивых концертов Моцарта для фортепиано с оркестром - № 23.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен