20 декабря 2023 Важно
1243

Кадровый голод: как выбрать востребованную на производстве профессию

Пензенские промышленники вкладываются в подготовку технических специалистов и предлагают им хорошую зарплату.


Фото: penzasmi.ru.

На машиностроительных предприятиях Пензенской области отмечается нехватка технических специалистов, в том числе инженеров, конструкторов и технологов. Квалифицированным кадрам работодатели готовы платить хорошую зарплату, а также вкладываться в их подготовку в рамках учебных заведений, в том числе создавая базовые кафедры.

О том, что такое базовые кафедры и целевые договоры, а также почему не все хотят работать в промышленности и как переломить ситуацию, журналист РИА «ПензаСМИ» побеседовал с деканом факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта Пензенского госуниверситета (ПГУ) Сергеем КИРЕЕВЫМ. А также с доцентом кафедры «Технологии и оборудование машиностроения», заведующим базовой кафедрой «Металлорежущие станки» на «якорном» предприятии станкостроительного кластера Денисом КОЧЕТКОВЫМ; заведующим кафедрой «Автоматизированные системы безопасности имени О.Л. Шаповала», заведующим базовой кафедрой в компании по созданию комплексов инженерно-технических средств защиты объектов Александром ШАРАЛАПОВЫМ.

КОЛОССАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ

Корреспондент (К): Сергей Юрьевич [Киреев], расскажите, что такое базовые кафедры, в чем их преимущество?

Сергей Киреев (СК): Чтобы готовить высококвалифицированные инженерные кадры, которые будут востребованы на рынке труда, необходимо, чтобы выпускники обладали навыками работы на том современном оборудовании, которое установлено и используется на предприятиях. Университет закупить его не может, потому что оно дорогостоящее и быстро устаревает.

Один из путей решения вопроса — открытие базовой кафедры и проведение части аудиторных занятий со студентами именно на территории предприятия, где создаются специализированные лаборатории, аудитории. Молодые люди знакомятся с производством, учатся работать на его оборудовании. А руководство компании присматривается к ребятам, отбирая для себя кадры.

Плюс еще в том, что студенты видят условия труда, уровень зарплат, коллектив. Ведь сложилось такое мнение, что машиностроение – это холод, грязь, старое оборудование, рабочие ходят в замасленной одежде и так далее. Но на современных предприятиях все не так: там чисто, условия труда очень хорошие.

Некоторые студенты во время обучения заключают целевые договоры. В этом году со станкостроительным предприятием у нас четыре человека подписали его.

К: Что такое целевой договор?

СК: Он заключается между работодателем и студентом. Его условия могут быть разными. Например, по договору, о котором я говорил выше, станкостроительное предприятие выплачивает дополнительные средства к академической стипендии в зависимости от успеваемости. То есть если студент сдает сессию на «отлично», компания перечисляет ему 12 тысяч рублей в месяц весь семестр. Если его оценки – «хорошо» и «отлично», то семь тысяч рублей. Если «удовлетворительно» и без задолженностей – три тысячи рублей. А молодой человек обязуется после выпуска трудоустроиться на этот завод, причем в договоре указана конкретная должность и зарплата в соответствии со штатным расписанием.

Начинающим специалистам такие предложения интересны.

К: Сколько у вас на факультете базовых кафедр?

СК: Три – по направлениям «Металлорежущие станки», «Автоматизированная система безопасности», «Контроль испытаний материалов» (действует на базе предприятия, работающего в технопарке «Яблочков»).

Компании заинтересованы в работе с молодыми людьми. Промышленные предприятия испытывают серьезный кадровый голод. Чтобы привлечь сотрудников, меняют свои подходы в том числе в зарплатной политике. Работая на заводе, сегодня можно иметь хороший доход.

Есть промышленные компании, у которых в год – около 800 вакансий. Поэтому если человек заканчивает вуз, получив техническую специальность, говорить о том, что он останется без работы или не будет востребован на рынке труда, практически невозможно. Главное – чтобы было желание трудиться по специальности.

КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

К: По вашему мнению, как можно изменить ситуацию с нехваткой кадров? Вы уже сказали, что, конечно, нужно рассказывать про комфортные условия труда, современное оборудование, размеры заработных плат. Но это еще не все?

СК: Вопрос очень сложный, и его нужно решать комплексно. Конечно, необходимо продолжать повышать имидж инженерного образования. И подготовку инженеров стоит начинать со школ, возрождать уроки труда, на которых ребята учились бы работать на станках, использовать различное оборудование.

Нужно изменить подходы к преподаванию математики и физики – обучение по этим предметам должно быть очень серьезным, чтобы не было страха ЕГЭ. Для этого и уровень педагогов должен быть соответствующим.

СТАНКОСТРОЕНИЕ

К: Денис Викторович [Кочетков], расскажите про свою базовую кафедру. В чем ее плюсы?

Денис Кочетков (ДК): Базовая кафедра «Металлорежущие станки» находится на крупном пензенском станкостроительном предприятии. Она организована в 2020 году. Будущие конструкторы и технологи проходят практическую подготовку в учебных классах на территории завода. Также с предприятием заключен договор о прохождении производственных практик. Плюс в том, что студентам для приобретения практических знаний и навыков обеспечен доступ к современному станочному оборудованию, устройствам и приборам для его производства и эксплуатации.

Находясь на территории завода, как уже отметил Сергей Юрьевич, они, прежде всего, видят культуру производства, знакомятся с сотрудниками. Кроме того, на занятия приходят представители компании, чтобы рассказать об особенностях процессов производства. Это позволяет ребятам полюбить свою профессию.

Важно понять, что профессии инженера-конструктора, технолога творческие. Приходится что-то разрабатывать, конструировать, придумывать – фактически быть художником в своей сфере.

К: А много студентов трудоустраивается на завод?

ДК: От последнего выпуска конструкторов и технологов на предприятия, входящие в станкостроительный кластер, трудоустроились 36% выпускников.

СК: Позвольте, я добавлю. Университет основан в 1943 году. Это были тяжелейшие годы в стране, была высокая потребность в инженерах, технологах машиностроения. До сих пор потребность в таких кадрах только растет. Эти люди создают средства производства. Они разрабатывают оборудование, внедряют технологии. Без них ничего не получится создать – ни телефон, ни даже шариковую ручку, ведь нужны пресс-формы, станки, новые материалы…

Поэтому технические специальности будут востребованы всегда.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

К: Александр Евгеньевич [Шаралапов], как строится работа на вашей базовой кафедре?

Александр Шаралапов (АШ): Наша базовая кафедра была организована в 2015-м году. Предприятие занимается разработкой, изготовлением, сопровождением, монтажом и настройкой средств физической защиты, то есть всех типов заграждений, противотаранных устройств. Профиль компании сложный, и конструкторская работа в нем играет большую роль.

К высказываниям коллег добавлю еще вот такой плюс базовой кафедры: наличие прямой связи между предприятием и вузом. Преподаватели, кафедры получают информацию о том, по каким направлениям усилить подготовку, каким технологиям уделить большее внимание, а что уже уходит в прошлое.

Что касается студентов, то в рамках базовой кафедры они знакомятся со спецификой завода, чтобы затем принять решение о трудоустройстве. В компании действует наставничество. Ветераны предприятия, пенсионеры, занимаются с молодыми людьми, рассказывают об оборудовании. Со школьниками проводим инженерную школу.

То есть мы делаем все, чтобы привлекать молодые кадры, выращивать их с малых лет. Но в чем проблема? Как бы мы ни агитировали, как бы мы ни рассказывали, ребенок, который заканчивает 11 классов, в первую очередь слушает родителей. То есть мальчик или девочка могут ходить в инженерную школу, заниматься робототехникой, но если мама и папа скажут, что нужно быть экономистом, ничего не сделаешь. Поэтому я считаю, что необходимо работать не только с детьми и студентами, но и с родителями, объясняя им нужность и востребованность инженерного образования.

ИМЕННЫЕ АУДИТОРИИ

СК: Помимо базовых кафедр, есть еще и другие способы взаимодействия с промышленными предприятиями, в том числе компании создают у нас в университете специализированные аудитории и лаборатории. То есть вуз выделяет помещение, предприятие за свой счет оснащает его современным оборудованием. Студенты, обучаясь в лаборатории, изучают особенности работы конкретного завода, производства. Потом в рамках экскурсии и практики посещают его и также принимают решение о дальнейшем трудоустройства.

В настоящее время у нас создается лаборатория для химиков-технологов. Сейчас это очень востребованная специальность, нам даже звонят из других регионов, просят специалистов. Три человека заключили целевые договоры с пензенским предприятием, производящим печатные платы. И один студент третьего курса сейчас официально трудоустроен на это предприятие, совмещает работу и учебу.

Конечно, изучая пензенский рынок труда, возникает вопрос, где мы найдем столько специалистов? Как их будут делить предприятия? Уже есть такая тенденция, что они начинают переманивать кадры друг у друга, предлагая более высокую зарплату.

Но мы пытаемся объяснить всем студентам одну простую вещь: работодатель будет бороться только за хорошего специалиста, поэтому главная задача – отлично учиться и стараться быть лучшим среди коллег.

Читайте также: Александр Антонов: «В России сейчас – бум производства программного обеспечения»

Больше новостей – в Telegram-канале «ПензаСМИ» (18+)