29 декабря 2022 Мнения
23523

Сергей Казаков: «У нас наступило театральное возрождение»

Худрук Пензенского драмтеатра — об итогах года и планах на будущее


Фото: https://penzateatr.ru/.

Завершается 2022 год — традиционно непростой и насыщенный событиями. Конечно, в театре время принято исчислять не календарными годами, а сезонами, но всё же конец года — тоже важная веха, «экватор» театрального сезона. О том, как прошел 2022 год в Пензенском драматическом театре, и о том, чего ждать в году наступающем, рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Казаков.

— Сказать, что год для всех нас был непростой — это ничего не сказать. Но, как ни удивительно для театров — и это касается не только нашего Пензенского драматического, но и всех театров России — это год оказался поистине годом возрождения. Я недавно почитал статистические данные — посещаемость театров в нашей стране за год выросла почти в два раза! Тут, конечно, сыграла свою роль и отмена ковидных ограничений — для нас в Пензенской области 2 марта нынешнего года стало настоящим праздником, ведь именно в этот день Губернатор постановил, что залы наконец-то можно наполнять на сто процентов, а не наполовину, как два года до этого.

Но, думаю, дело не только в этом. В непростые времена люди по-особому тянутся к настоящему живому искусству. А театр, на мой взгляд (да простят меня коллеги из других сфер), — всё-таки самое живое, человечное и универсальное искусство в мире. Потому и играем спектакли каждый вечер с полными аншлагами. Потому наконец-то буквально у входа на наши спектакли спрашивают лишний билетик — не только на малой сцене, подчёркиваю, но и на большой, где 900 мест.

Конечно, сыграла свою роль Пушкинская карта — гениальное, я считаю, изобретение руководства нашей страны, благодаря которому школьники и студенты — все граждане нашей страны от 14 до 22 лет — получили колоссальные возможности для приобщения к искусству, в том числе театральному: ведь государство уже третий год подряд зачисляет каждому обладателю этой карты денежную сумму, которую можно потратить только на посещение спектаклей, концертов и музеев (ну, ещё на кино, но меньше). Особенно ценно, что тут непременно должен сработать «отложенный эффект»: регулярно посещая театры по Пушкинской карте, многие подростки и молодые люди со временем «подсядут» на театр и продолжат ходить на спектакли, уже повзрослев. Именно так формируется новое поколение театральных зрителей. И я безумно рад видеть каждый вечер в зале много молодёжи, тех, кому предстоит стать нашими постоянными и верными зрителями.

За год у нас вышло шесть премьер. Много это или мало? В целом, конечно, меньше, чем в прежние годы, но, учитывая то, что только-только завершилась пандемия и средств у театра было гораздо меньше, чем обычно, — это весьма достойная цифра.

Каждая из премьер по-своему очень значима. Вот, например, два бенефисных спектакля к юбилеям наших ведущих актрис — народной артистки России Галины Евгеньевны Репной и заслуженной артистки России Натальи Витальевны Старовойт.

Галина Евгеньевна сыграла главную роль в очень современном спектакле по очень современной, откровенной пьесе Юлии Тупикиной «Ба», которую поставил режиссёр Кирилл Заборихин. Спектакль тоже идёт на аншлагах, и это особенно радует. Ведь наш зритель в массе своей довольно осторожно относится к современной драматургии и современному театральному языку, но в случае с «Ба» произошло стопроцентное попадание — и молодёжь, и старшее поколение театралов приняли спектакль, потому что увидели: современная драматургия может быть интересной, живой и способна по-настоящему трогать душу.
А Наталья Старовойт исполнила главную роль актрисы Джулии Лэмберт в постановке по мировой классике — роману Сомерсета Моэма «Театр». Режиссёр — Алина Кушим из Москвы, она в прошлом году выпустила у нас драму Михаила Рощина «Валентин и Валентина», тоже очень кассовый спектакль. А здесь получилась масштабная, красивая и, главное, женская история — как раз то, что по душе многим нашим зрительницам среднего и старшего поколения. Хотя и молодёжь эту постановку тоже с удовольствием смотрит.

Еще один спектакль тоже у нас вышел к юбилею, но только более солидному — к 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского, которое мы будем отмечать в апреле будущего года. Это спектакль «На бойком месте». Кирилл Заборихин увидел в тексте Островского материал для настоящего триллера и поставил спектакль с одной стороны довольно классический, а с другой — очень острый и современный по форме и содержанию.

Очень интересная премьера вышла на малой сцене. Наш актёр и заодно студент-заочник режиссерского факультета ГИТИСа Никита Кузин поставил спектакль «Телефонный разговор» по известному фантастическому рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Это, ко всему прочему, еще и дебют в жанре моноспектакля для Юрия Землянского. И, по-моему, всё получилось. Мы показали премьеру к Дню Победы, и, по-моему, удалось главное — поговорить о том, что такое война, о том, что такое для нас Победа, без пафоса, без громких слов, но так, чтобы это прочувствовал каждый. Спектакль тоже аншлаговый (ну, впрочем, на малой сцене у нас аншлаги всегда, по определению).

Конечно, не забывали мы и про наших юных зрителей. Восстановили «Снежную королеву» по сказке Андерсена (режиссёр — Алла Решетникова), а прямо сейчас ежедневно играем еще один спектакль по Андерсену — «Дюймовочку», которую Кирилл Заборихин специально поставил для новогодних праздников. Ну, это просто бомба, сказки такого уровня у нас, кажется, никогда не было. Почитайте отзывы в прессе, в соцсетях, а лучше сами приходите с детьми на представление — билеты на некоторые дни еще есть, хоть и очень мало.

Как видите, премьеры в этом году были самые разные и для разной публики. Я давно уже говорю — когда в городе один крупный массовый театр (при всём уважении к коллегам из других театров, их залы по вместимости не сравнимы с нашим), приходится думать о том, как этот почти тысячный зал наполнять. Причём зрителя, естественно, надо привлекать не тупыми комедиями (чего уж проще), а настоящим театром, который заставляет думать и сопереживать. А вкусы, предпочтения у всех разные — значит, и театр должен быть разным.

Показательно, что наградами в этом году были отмечены тоже очень разные постановки: в сентябре мы возили на фестиваль «Худсовет» в Саранск спектакль «С училища» по современной, весьма жесткой пьесе Андрея Иванова, которую поставил Кирилл Заборихин, и там актриса Марина Матвевнина получила приз «За лучшую женскую роль». А буквально позавчера Губернатор Олег Владимирович Мельниченко вручил нам диплом лауреата Губернаторской Премии за выдающиеся достижения в области культуры и искусства по итогам 2022 года — наш спектакль «Мёртвые души» победил в номинации «Театральное искусство». Поставил его тоже Кирилл Заборихин, а роль Павла Ивановича Чичикова играет ваш покорный слуга. Награждена вся творческая группа спектакля.

Если говорить о планах на 2023 год… Не очень люблю их озвучивать, мы, театральные люди, в этом плане вообще суеверны, но о некоторых скажу: первой большой премьерой где-то в апреле станет «Фантомас», над которым будет работать наш давний друг, московский режиссер Дмитрий Петрунь — тот самый, кто поставил у нас спектакли «Господа Головлёвы», «Клинический случай» и «Тётушка на миллион». Но это будет постановка не по знаменитой кинотрилогии 1960-х, а по оригинальной серии романов, написанных французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в самом начале XX века. Еще на большой сцене в конце театрального сезона, то есть уже летом, должен выйти спектакль «Средство Макропулоса» по фантастической пьесе Карела Чапека. Как видите, оба этих спектакля — с элементами фантастики, потому что мы планируем в октябре провести очередной фестиваль «МаскерадЪ», посвященный именно фантастической драматургии. Дай Бог, чтобы всё случилось.

А на малой сцене в мае выйдет очень важный для нас спектакль — «Зов. Три истории» по повести известного современного писателя, нашего друга Виктора Бушмина. Это, может быть, одно из первых в российской литературе произведений о нынешних защитниках Донбасса… Об остальных планах — как-нибудь потом.

Хочу поздравить с наступающим Новым годом весь наш коллектив, всех наших зрителей, коллег, друзей! Здоровья, счастья, благополучия и непременно много творчества!

А для вас, уважаемые зрители, наш театр в Новом году будет работать еще лучше и интереснее! Приходите, мы ждём вас!