1 октября 2020 Мнения
31217

Игорь Лукашин: «Австралия – любимое место на планете!»

2020-й год в спортивном плане получился уникальным, он уже получил название «олимпийский год без Олимпиады». Но это исключение без правил, а в обычной жизни мы каждый високосный год ждали побед наших спортсменов на главном мировом форуме. В эти дни исполняется ровно 20 лет с того момента, как пензенский прыгун в воду Игорь Лукашин в дуэте с Дмитрием Саутиным завоевал «золото» в синхронных прыжках в вышки на Олимпиаде-2000 в Сиднее. Этому событию и посвящено наше интервью.


Фото: Личный архив, Андрей Демин.

Прошло 20 лет с самого яркого события в спортивной карьере. Насколько ярко оно сейчас вспоминается?

Прошли года, но как будто месяц назад все это было. Главное спортивное событие, и оно отложилось в голове на всю жизнь, до сих пор стоит перед глазами, снится. Это незабываемо, на самом деле незабываемо! Я-то думал, что все это уйдет, но пройдет 30 лет, 40, а воспоминания будут такими же. Я сегодня воспринимаю это ярче, чем тогда. Тогда это было соревнование, обычное соревнование, даже не понимал, что это Олимпиада. Просто надо прыгать, надо делать. Сейчас смотрю видеозаписи, прыгнули последний прыжок, потом китайцы, высвечивается табло, а там результат: мы – первые, китайцы – вторые. Как будто чемпионат России выиграли (смеется)! Когда нас в Пензе встречали на перроне сотни людей, я вообще растерялся. У нас же вагон, в котором мы ехали, весь разогнали по другим вагонам, чтобы нас одних встречали. Недавно смотрел фотографии, а мы там кривые, косые, спать охота, ведь смена поясов, разница во времени (смеется). А потом на площади встречали, опять толпа народа, мы на лимузине выезжали – я, Наташа Лаврова и Юля Пахалина. В течение 2-х месяцев по области катались, стадионы собирали. Приятно было!

Все знают, что Игорь Лукашин завоевал золото Олимпиады, но если спросить, а что он выиграл до нее, вряд ли кто-то перечислит все заслуги. Но ведь длинный путь пришлось пройти?

Ну конечно, с 93-го года юношеская сборная, потом молодежная. Первенство Европы до 18 лет выиграл, потом первенство мира в Китае. Просто мало кто знает, ведь это тогда не афишировалось. Я в то время прыгал все 3 снаряда: трамплин 1 метр, трамплин 3 метра и вышку. Например, в Эдинбурге в 1996 году на первенстве Европы я вышку выиграл, на метре был вторым, а на 3-х метрах – третьим. На следующий год в Малайзии то же самое, потом с Сашей Варламовым из Воронежа брали медали, потом с Вовкой Тимошининым.

Но на Олимпиаде была уже пара с Дмитрием Саутиным?

Был февраль месяц, 2000-й год. До Олимпиады – полгода. Синхронные прыжки впервые попали в программу Игр, и никто не знал, кто поедет. Но Саутин не собирался прыгать синхрон, у него и так 2 снаряда, тяжело. Итак, февраль, мы приехали в Германию, в Росток, а там коммерческие соревнования. «Гран-При». За первое место дают 2000 марок. Я Саутину говорю: «Дим, давай прыгнем синхрон, в тройку-то по любому влезем». Он отвечает: «Не знаю, давай тренеров спросим». Спросили Валерия Николаевича Бажина и Татьяну Александровну Стародубцеву. Они не против, дескать, попробуйте. Интересная история, у нас с Саутиным в 2000-м году было всего 5 стартов. Росток выиграли, 2000 марок заработали. Приехали в Россию, рассказали главному тренеру сборной Алексею Георгиевичу Евангулову, ему идея понравилась. Пару-то надо готовить, а Саутин – уже легендарная личность, олимпийский чемпион! В марте выиграли этап в Испании, в мае – в Мексике, в июне побеждаем на чемпионате Европы в Хельсинки, в августе «тусили» на Сицилии. Все, до Олимпиады – всего месяц. И мы улетели в Австралию, в Аделаиду. И тут началась серьезная подготовка, двухразовые тренировки. Классный был сбор! У них только зима закончилась, солнышко, но все в шапочках и курточках, а по вечерам прохладно, +10 - +12.. Мне вообще Австралия нравится. Спросят меня, какое любимое место в Пензе, я затрудняюсь ответить, а любимое место на планете – это Австралия.

К чему готовились? Верили, что победите?

Готовили 6 прыжков, хотя в программе было 5: два обязательных, по пол-оборота и три произвольных. Последний – 3 с половиной оборота «авербах», когда стоишь спиной к воде, а крутишь на вышку. Татьяна Александровна говорит, пан или пропал, либо выиграешь либо… не выиграешь (улыбается). Я честно скажу, у меня сразу в голове сложилась мысль, что ниже второго места мы не опустимся. Китайцы – сильные, но чтобы проиграть французам, американцам или немцам, этого не может быть. А дальше мы прыгали на результат. После первых 2-х прыжков мы впереди, после третьего китайцы обходят нас баллов на 9. Дима такой, блин, проигрываем, а я ему – погоди, у нас же «авербах»! Вообще, когда рядом с Саутиным находишься, ты не успеваешь подумать, что ты можешь плохо сделать. Кто-то зависает, а он: готов? И полетели!!!

В этот день ведь и Юля Пахалина вместе с Верой Ильиной выиграла синхронные прыжки с трамплина?

Да, это было в один день, более того, они стартовали в 10 часов (2 часа ночи по московскому времени), а мы в 12 дня (4 утра по московскому времени). Вот так звезды сложились! Мы ни разу не ошиблись, ну мелкие помарки, к которым сильно не придраться. Я, когда выплывал после заключительного прыжка, ударил рукой по воде от эмоций. Дима Калиниченко, комментатор, тогда еще сказал, что Лукашин недоволен. Я не был недоволен, это была радость, я ударил по воде от счастья! Мы железно вторые, и все зависело от китайцев. Мы выигрывали у них какие-то 5-6 баллов, и они сделали так же, как и мы. Не лучше, поэтому победили мы.

А что после Олимпиады? Золото пришло в 21 год, и это были последние Игры.

Можно было прыгать и в 2004, и в 2008-м. Но звезды сложились по-другому. Стародубцева сказала, что Саутин вышку больше прыгать не будет. Пришли другие партнеры, но это были спортсмены не такого уровня. А потом начались жизненные ситуации, что-то из разряда «мыльной оперы». Уже было тяжеловато, и я понимал, что большого успеха не добьюсь, а просто быть участником не хотелось. Карьера плавно подошла к концу.

После ее завершения был большой перерыв в отношениях со спортом?

Да, целых 13 лет я был далек от прыжков в воду, появлялся только на соревнованиях. Вернулся я благодаря сыну. Старшая дочь, Ариша, не хотела прыгать, она пошла по стопам мамы, выбрала танцы и фитнес-аэробику, а Яромира я водил и на хоккей, и на гимнастику, и на прыжки в воду. Но он выбрал бассейн, говорит, раз ты был прыгуном, и я буду прыгать. Конечно, я очень доволен, что он так размышляет, что он предан мне. Ну а потом предложили возглавить Федерацию прыжков воду Пензенской области, и я не смог отказаться.

У Лукашиных есть и вторая любовь – хоккей?

Да, мой папа хотел стать хоккеистом, но его родители сделали упор на учебу, не разрешили профессионально заниматься. И он сказал, когда у меня будут дети, я постараюсь привить им любовь к спору. Меня он поставил на коньки в 3 года, сам каток заливал. В «Дизелисте» играл тогда Евгений Лукашин, мы ходили еще на открытый стадион «Темп», болели. Он повел меня в 5 лет в школу хоккея, но тренеры сказали, да вы что, еще рано. Годика через 3-4 приходите! Тут какие-то знакомые повели дочь в бассейн, и я за компанию туда попал. Пошли успехи в прыжках в воду, но хоккей в душе остался. А брат Саша наоборот, занимался прыжками до 10 лет, но был рослым, не получал внимания тренеров и стал хоккеистом.

Семья – это главное в твоей жизни?

Конечно! И старшая семья, то есть родители, и младшая, я имею в виду нас, меня, жену, детей. Недавно в семье появилось пополнение, чета Тимошининых подарила Арише щенка. Мы тут же назвали его в честь наших друзей Тим. А полное имя – Team Russia!