4 сентября 2020 Мнения
26813

Юрий Ткаченко: «Улыбка кентавра – это улыбка Гагарина»

Интервью с создателем нашумевшей скульптуры кентавра на Фонтанной площади.


Фото: соц.сети, ПензаСМИ.

Работы скульптора Юрия Ткаченко выставляются от Третьяковки до частных коллекций по всей стране и даже за рубежом. Однако Пенза по-настоящему узнало о скульпторе именно после установки на Фонтанной площади нашумевшей статуи кентавра. Эмоции жителей города разделились. В обществе встречались самые разные мнения. Кто-то принял скульптуру как что-то новое и интересное для Пензы, а кто-то даже создал петицию о ее сносе. Чтобы выслушать авторскую позицию, мы обратились непосредственно к Юрию Ткаченко, который ответил на многие интересующие людей вопросы.

Как пришла идея создания данной скульптуры, и как прошел процесс создания?

«Над этой работой я начал работать чуть более года назад. Архитектор Марат Каскеев, который как раз строит Фонтанную площадь, предложил мне разработать идею. Изначально она, конечно, была немного другой, но мы постепенно дорабатывали ее», - рассказывает скульптор.

Одним из самых актуальных вопросов граждан стало назначение «дыры» в теле скульптуры. Можете рассказать об этом подробнее?

«Это не проем. Это и не окно, и не дверь. Это распахнутая душа. В ней должен был быть натюрморт из райских яблок. Но архитектор предложил его убрать. Сейчас все хорошо работает со светом. Внутри постоянное сияние, и если туда просунуть голову для фотографии создается ощущение, что ты сияешь», - отвечает на вопрос о том, для чего предназначено отверстие Юрий Ткаченко.

Множество вопросов вызвала и голова скульптуры. Жители видели в лице кентавра черты разных людей. Как вообще создавалось лицо скульптуры?

«После начала работы прошло около 14 градсоветов, где вносились правки. Изначально голова была абстрактная, но позже было решено сделать лицо живое, но не конкретное. Позже получилось слишком серьезное лицо. Много времени ушло на то, чтобы подобрать улыбку, а потом понял, что самая потрясающая улыбка – улыбка Гагарина. И если присмотреться, то видно, что форма и очертаний губ – это чисто Гагаринская улыбка. Без остальных частей лица, только улыбка», - рассказывает Юрий Ткаченко.

Архитектурное решение многим показалось странным. Как вы можете объяснить, в чем основная идея данной скульптуры?

«Кентавр – это дуализм. Две противоположности, объединенные в одну. Кроме того в древней Греции – это символ воды, фонтанов, струй. Опять же, активное начало. Также, это еще и великий Хирон, который учил Геракла. И, возвращаясь к дуализму – это есть в каждом из нас. И животное, и человеческое начало. Кроме того кентавр – символ всех архитекторов России», - объясняет скульптор.

Юрий Ткаченко рассказал и о некоторых незаметных на первый взгляд деталях кентавра.

«Здесь также выполнены те архитектурные детали, которые рождаются из этого тела. Они еще не созданы, но он их творит. Тут 2 элемента: кубик и шарик. Поль Сезанн говорил, что если вы можете изобразить кубик и шарик, вы можете изобразить весь мир. И кентавр – тоже создатель, творец», - дает пояснения создатель скульптуры.

В чем предназначение скульптуры, и почему она должна находиться именно здесь?

«Скульптура разрабатывалась специально для этого места. Я посмотрел на месте, как здесь себя ведет свет, учел, что здесь будут дети. Кто-то скажет, почему он повернут к заду? Он не повернут к заду, он повернут к фонтанной площади. И повернут к тем детям, которые на него садятся. К людям, которые подходят к нему», - рассказывает скульптор.

Как вы отнеслись к скандалу, который возник вокруг вашей скульптуры?

«Та дискуссия, которая здесь родилась – это тоже хорошо. Она рождает жизнь вокруг скульптуры. Я вот сейчас здесь нахожусь и вижу, что проходящие люди улыбаются. Да, каждый улыбается по-своему. Кто-то видит хвост, кто-то видит то, что под хвостом, а кто-то видит весь комплекс. И видя этот комплекс, он начинает задумываться. Задумываться, например, о том, почему это сделано это так, зачем на боках у него расположились именно эти надписи», - объясняет свою позицию создатель пензенского кентавра.

Как вы считаете, удалось ли Вам попасть в стилистику Пензы. И почему подчеркивается именно мужское начало кентавра?

«Мое детство прошло на Западной поляне и окна моего дома выходили на ипподром. Лошади – это мое детство. Это и пионерлагерь спутник, где мы убегали в конюшни. Это здорово когда ты маленький человек, а тут такое огромное, но доброе, не агрессивное животное. Все течет и изменяется, но жаль, что ипподрома больше нет. Выбрал мужчину. Потому что мужчины наиболее активны. Женщина – охраняющая. А мужчина – защитник, творец, создатель», - рассказывает скульптор.

Какая основная задача этой скульптуры? И в чем, если так можно выразиться, «миссия» кентавра?

«Конкретно здесь – это скульптура сделана интерактивной. Детская площадка, качели, здесь будет много людей. Эта скульптура для селфи, для взаимодействия с ней, для залезания на нее. У нее не случайно распахнутые руки. Скульптура открыта для тех, кто хочет с ней взаимодействовать», - подводит итог Юрий Ткаченко.