Николай Ермаков: «Составление родословной – дело трудное, но интересное»
Эксперт рассказал, как правильно сделать генеалогическое древо.
Фото: скриншот https://vk.com/ermakov_nikolai?w=wall-39479131_9948, ПензаСМИ.
Изучать историю стало модно. Люди хотят знать, как звали их предков, чем они занимались. Журналист с помощью начальника отдела научно-исследовательской, краеведческой и образовательной деятельности областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, одного из кураторов дискуссионного клуба «Краевед» Николая Ермакова узнал, трудно ли составить родословную.
САМООПРОС
Некоторые рисовали в школе генеалогическое древо, занося в него имена и фамилии близких родственников. Но чтобы создать полноценную родословную, придется серьезно потрудиться. Николай Ермаков пояснил, с чего начать.
«Многим кажется, что нужно сразу идти в архив. При таком подходе можно потерять нить исследования, запутаться и бросить начинание. Выделю три этапа. Первый – подготовительный. Без него даже общение с профессиональными генеалогами будет затруднительным», – сказал сотрудник библиотеки.
Сначала проводят опрос родственников и свидетелей событий. Если их нет, то делают самоопрос. Нужно подготовить список вопросов, необходимых для установления данных о предках. Такой перечень поможет выудить из памяти детали, которые казались малозначительными.

Второй этап – работа с семейным архивом. Нужно собрать и проанализировать документы своих родных. Это фотографии, справки, дипломы, награды, трудовые книжки, удостоверения, письма, дневники и т.д. Их лучше оцифровать или сделать бумажные копии. Люди не всегда осознают ценность домашнего архива. Показателен случай, произошедший в Пензенской области. Крестьянин вел дневник с начала XX столетия до Великой Отечественной войны, что было редким явлением для той среды. Внучка случайно обнаружила его записи в бане, успела спасти.
«У меня прадед Федор Васильевич Ермаков составил записи о том, где во время Великой Отечественной войны стояла его часть, а также сведения о плене и дальнейшем возращении на Родину. Ко мне эти записи перешли от двоюродной бабушки Валентины Ермаковой», – уточнил собеседник.

Также посоветовал поискать книги, посвященные какому-то месту. Порой список жителей селений публиковали отдельными изданиями.
МНОГИЕ ДОКУМЕНТЫ ОЦИФРОВАНЫ
Со слов спикера, третий этап – работа с электронными источниками. Для искателя знаний о роде виртуальный мир приготовил подарки. Многие документы советского периода оцифрованы. Прежде всего, нужно зайти на сайты «Память народа», «Подвиг народа», посвященные Великой Отечественной войне. Еще один ресурс менее известен – сайт «Памяти героев Великой Войны 1914-1918».
«В Пензенской области ведется работа по оцифровке ревизских сказок. Оцифровки метрических книг остается ожидать», – отметил он.


Эксперт рассказал, что в ряде регионов обширный список документов прошел оцифровку. Они довольно легко выходят по поисковым запросам, что позволяет экономить время и нервы.
«Если ваши предки отличились в спорте, самодеятельности, социалистическом соревновании, то стоит также заглянуть на сайт «Госкаталог», вобравший в себя большой массив наградной документации», – советует Ермаков.
Существуют также интернет-форумы составителей родословных. Обычно обращаются к такому, как «Всероссийское генеалогическое древо». Там собрано много информации по конкретным родам, учебным заведениям. Можно задать вопрос участникам, спросить что-то по своей фамилии или месту жительства предков.
КАК ИСКАТЬ В АРХИВЕ
Затем начинается самое трудное – работа в государственном архиве. При этом лично сидеть необязательно, можно сделать запрос. Сотрудники выполнят эту работу, но такая услуга платная.
Если решили пуститься во все тяжкие и вести поиски самостоятельно, нужно знать место проживания предков. Если ваши корни в другом регионе, то копать следует там. Полезно также заглянуть в справочник-путеводитель по архивным фондам.

Основные источники архивных документов – метрические книги, в которые священники заносили данные о рождении, браке и смерти. В советское время эти функции передали органам ЗАГС.
Вторым важным источником являются исповедные ведомости, появившиеся в начале XVIII века. Такие записи делали батюшки перед Пасхой для учета людей православного вероисповедания. По числу явившихся на исповедь власть выявляла старообрядцев. Этот источник полезен тем, что фиксировал всех членов семьи, даже младенцев.
Третий источник знаний о прошлом – ревизские сказки, которые сохранили данные переписей (ревизий) податного населения. Власти проводили их периодически, чтобы понимать, сколько налога взимать. В этих документах указано, сколько жителей проживало в селении, сколько выбыло по сравнению с предыдущим учетом. Причины убытия указывались. Крестьянин мог стать рекрутом, умереть, его могли продать. Данные заносились по каждому взрослому, но женщин учитывали не в каждую перепись.
«Метрические книги и ревизские сказки, касающиеся Пензенской губернии, сохранились. Сохранность исповедных ведомостей хуже. Часть такого фонда пострадала после революции. Новая власть не видела ценности в них, поэтому уничтожала, освобождала место для хранения других документов».
АРХИВЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Можно опираться на архивы предприятий, которые фиксировали не только прием на работу и увольнения. В советские годы информация о наградах, прочих успехах тоже находила отражение в документах. Сегодня многие данные переданы в госархив.

По большей части архивы предприятий хранят сведения конца царской эпохи. Но есть исключения. Например, архив хрустального завода в Никольске. Фонд Вотчинной конторы князей Бахметевых и Оболенских – кладезь сведений для историков и краеведов. В нем можно встретить имена стеклоделов, которые трудились на предприятии еще два века назад. Кстати, этот «свод» хранит самые старые документы в регионе, которые относятся XVII веку.
«Что-то сохранилось по Сурской писчебумажной фабрике купца Сергеева, которая была создана в 1850 году. К сожалению, не удалось сберечь фонд завода ЗИФ, основанного в 1915 году. Первоначально предприятие называлось так: «Третий трубочный завод». Собрание документов погибло после ликвидации предприятия», – пояснил Николай Ермаков.
ГДЕ ИСКАТЬ ДАННЫЕ
Выше шла речь о поиске людей, относящихся к крестьянскому сословию. Составить генеалогической древо тем, у кого в роду были дворяне, проще. Понадобятся архивы губернских дворянских собраний. В Пензе с этим проблем нет, отметил собеседник.

Порой в семьях бытуют легенды о наличии дворянских корней, но отыскать правду об этом вряд ли получится, если речь идет о незаконнорожденных детях. В этом случае стоит обратить внимание на тех, кто записан крестными. В метрических книгах они именовались «восприемниками». Если у ребенка в этой графе значился местный помещик, то с высокой долей вероятности речь идет о внебрачном сыне или дочери дворянина.
Данные о дворянах, детях священников фиксировались и в учебных заведениях. Эти архивы сохранились. Позднее получать образование начали и представители купечества. Поэтому архивы гимназий, училищ, университетов тоже позволят восполнить пробелы в знаниях о роде.
КАК ДАЛЕКО УДАЕТСЯ ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ
По мнению Ермакова, вполне реально сделать родословную до середины XVIII века. Особенно если речь идет о представителях высших сословий.
«Однажды с коллегами занимался поиском предков публициста Николая Огарева. Обнаружили документ, рассказавший о его предках до 21 колена. Огарев ведет род от мурзы Кутлу Мамета по прозвищу Огар, служившего у князя Александра Невского», – поделился он.

Простой люд крайне редко фиксировали в документах до начала XVIII века. Еще одна трудность – фамилий у низших сословий не было долго. Крестьян именовали по имени и отчеству. Порой в метрических книгах священники могли записать без фамилии даже человека, обладавшим дворянским достоинством.
Без навыка отчество легко перепутать с фамилией. Если в «метрике» указано: «Иван Михайлов», то означает это «Иван Михайлович».
Если при составлении родословной вы добрались до середины XVIII – начала XIX века, то можете себя похвалить. Чтобы еще больше продвинуться вглубь веков, стоит обратиться в Российский государственный архив древних актов (РГАДА), где хранятся документы петровского времени и более ранние.
«Мне удалось себе сделать неплохое генеалогическое древо. По линии отца дошел до времени Петра I, а по материнской – до Александра I. Выяснил, что корни моего рода – в Курской области. Узнал много интересного о предках. Занимался этим целых 11 лет, по мере сил возвращаюсь к поискам», – поделился Николай Ермаков.

Исследование рода – дело непростое, но интересное и благодарное. Нужны быть готовым к препятствиям. Например, в документах о предках могут возникнуть пробелы по годам. Почерк составителей старых документов нередко трудно читается. Важно запастись терпением, понимать, что составление родословной – не дни, а годы, резюмировал собеседник.