Александр Красавцев: «Городам нужен диалог, а не диктат»
В Пензе урбанист поделился мнением, почему миллиардные вложения в благоустройство часто оказываются пустыми.
Фото: ПензаСМИ.
Как часто масштабный и дорогой проект благоустройства, на который потрачены годы и сотни миллионов бюджетных или корпоративных денег, встречают в штыки? Жители критикуют его в соцсетях, а через год в новом сквере появляется мусор. История, увы, типичная. Причина провала, по мнению экспертов, кроется не в плохом дизайне, а в отсутствии диалога на старте.
О том, как избежать этой ошибки и превратить горожан из оппонентов в соавторов, рассказал Александр Красавцев – одним из ведущих специалистов России по развитию территорий, эксперт в области дизайна среды. Сегодня его команда создаёт мастер-планы для городов, и ключевой принцип этой работы – вовлечение граждан. Красавцев поделился своим опытом в Пензе, выступая на фестивале «Тактический урбанизм».
_900.jpg)
«Дизайн-код вам не нужен, – с ходу заявляет эксперт, ломая стереотипы. – Мы, архитекторы, понимаем, что город «разговаривает» с человеком, мы коммуницируем с ним постоянно. Это взаимодействие может выражаться по-разному: тактильно, через восприятие. Дизайн-код – лишь визуальное взаимодействие пространства с разными категориями жителей: инвесторами, туристами, местными жителями. Для каждого города оно будет своим».
Но как начать этот разговор, особенно когда за плечами – годы недоверия? Яркий пример такой ситуации урбанист привёл из практики одной из крупнейших нефтехимических компаний страны, расположенной в Амурской области.
«Представляете, что такое общественный договор? Это мощный инструмент. И вот почему. Возьмём город Свободный. Место с уникальной историей. Рядом – огромный высокотехнологичный завод. Зарплата среднего специалиста там – 400–500 тысяч рублей. Речь – о высококвалифицированных кадрах. Проблема очевидна: чтобы привлечь ценных работников, нужно повысить качество жизни. Первое решение было классическим: «Давайте сделаем качественное благоустройство. Нас спасут архитекторы. Московский стандарт, лучший, всё здорово реализуем», – начал рассказ Александр.
Но итог оказался предсказуемым и печальным.
«В этом сквере люди выпивают, жарят шашлыки. И смеются над тем, как сумасшедшие люди из компании потратили на благоустройство сотни миллионов. Вот такая история», – описал он ситуацию.

Ошибка оказалась фундаментальной: проект, спущенный сверху без учёта локального контекста и реальных потребностей людей, был обречён на отторжение. Жители не почувствовали его своим.
«Нужно понять, что же людям на самом деле нужно, чтобы выстроить коммуникацию, взаимодействие с местными жителями и сформировать у них лояльное отношение к большому предприятию», – делает вывод Красавцев.
Команда экспертов начала с исследования и обнаружила «сакральное» место города – заброшенный парк отдыха «Железнодорожный», построенный ещё заключёнными БАМлага.
«Парк ветшалый, всё разрушено, колесо обозрения упало, его разобрали на металлолом, дорожки зарастают. Но люди здесь проводят время, катаются на лыжах, гуляют. Место сакральное, и переделывать его нельзя. Все встречают это в штыки», – продолжает урбанист.

Именно этот парк и стал точкой приложения сил экспертов. Но подход был кардинально иным.
«Мы решили создать новый формат вовлечения жителей. Не так, как архитекторы обычно делают: приехали, показали решение, собрали фокус-группы. В данном случае так поступать было нельзя, потому что жители были настроены категорически против: „Наш парк трогать нельзя“», – продолжает Александр.
Вместо презентации готовых решений команда Красавцева начала долгую и кропотливую работу с разными группами: от старшего поколения, хранящего память о парке, до местного бизнеса, молодежи и оппозиционных активистов. Они проводили проектные сессии, обсуждали идеи в интернете, а главное – слушали.
«Мы выводили в парк старшее поколение, которое помнило его создание. У них были фотографии... Мы колышками и лентами размечали эти объекты. Результатом этой работы стал не просто проект, а «общественный договор» – подробный документ, где было зафиксировано, что горожане хотят видеть в парке, а чего категорически не приемлют. Этот документ стал гарантией для всех сторон», – говорит Александр.
Самое удивительное произошло с финансированием. Местный бизнес, изначально отказывавшийся вкладываться в непонятную инициативу, увидел в «общественном договоре» чёткий план и уверенность. Смета в 500 миллионов рублей сократилась до 255 миллионов. Местный бизнес захотел инвестировать в понятный ему проект около 250 миллионов.

Этот кейс доказывает: диалог – не бюрократическая процедура «для галочки», а мощный инструмент управления и экономии ресурсов.
«Это очень важно: если мы хотим реализовывать сложные масштабные проекты, особенно в конфликтных ситуациях, то на стадии инициации самой эффективной стратегией является работа с возражениями через выстраивание честного диалога», – резюмирует Александр Красавцев.
По его словам, в этом и есть суть современного подхода к развитию городов: перестать диктовать людям, как им жить, и начать с ними разговаривать. В конечном счёте выигрывают все: власть и бизнес получают реализованный и принятый сообществом проект, а жители – именно то городское пространство, в котором они действительно нуждаются.