Александр Хлобыстов: «Заморозка цен не поможет в борьбе с инфляцией»
Глава пензенского отделения Центробанка прокомментировал темпы роста стоимости товаров.
Фото: архив ПензаСМИ, пресс-службы пензенского отделения Центробанка.
Вопрос с темпами инфляции, размером ключевой ставки беспокоит не только экономистов, бизнесменов, но и обычных людей, которые наблюдают рост цен в магазинах.
Как увеличивается инфляция, стоит ли ждать заморозки цен и вкладов, РИА «ПензаСМИ» рассказал управляющий пензенским отделением Волго-Вятского главного управления Банка России Александр Хлобыстов.
– Александр Владимирович, какова ситуация с инфляцией в Пензенской области? Что происходит с ценами?
– Годовая инфляция в Пензенской области снижалась два месяца подряд и в июне составила 10,1%. В июне цены выросли на 0,1% к маю.
Продукты подешевели на 0,2%. Например, цены на куриные яйца снижаются шесть месяцев подряд из-за роста их производства. А укрепление рубля и поступление нового урожая с юга страны привели к тому, что капуста, лук и картофель стали стоить меньше, чем месяцем ранее.
Непродовольственные товары подорожали незначительно (+0,2%), а услуги – сильнее (+0,6%). Например, выросли цены на отдых на Черноморском побережье России.
Летом увеличился спрос на поездки внутри страны. Это позволило отелям и перевозчикам перенести в цены выросшие расходы на содержание номеров и транспорта.

– Банк России снизил ключевую ставку, но денежно-кредитная политика остается жесткой. Зачем это нужно?
– Высокая ключевая ставка работает как надо – инфляция снижается. Но она все еще намного выше целевого уровня. Напомню, что он вблизи 4% для страны в целом.Чтобы инфляция вернулась к цели в 2026 году и закрепилась на ней, ставки в экономике должны оставаться высокими продолжительное время.
– У населения остаются высокие инфляционные ожидания. Как получается, что статистика видит снижение инфляции, а люди – повышение?
– Люди тоже видят снижение и отмечают это в опросах, которые проводятся по заказу Банка России. Но вы правы: и наблюдаемая инфляция, и инфляционные ожидания на следующие 12 месяцев пока остаются повышенными. Людям сложно поверить в то, что инфляция снизится, когда она в последние три года была высокой и росла.
Также есть и другие причины, почему инфляция воспринимается выше, чем есть на самом деле. Например, мы часто не обращаем внимания на товары, цены на которые не изменились или снизились, а помним только сильный рост, это делает наши представления об инфляции преувеличенными.
К тому же и восприятие времени часто бывает искаженным: нам кажется, что мы помним цену полугодовой давности, а на самом деле прошла уже пара лет.
При высокой инфляции многие товары быстро дорожают. То, что стоимость каких-то товаров не меняется сильно или снижается, мало кого утешает.
Поэтому и нужна стабильно низкая инфляция. Когда цены на широкий круг товаров и услуг растут умеренно. Именно такую цель ставит перед собой Банк России.

– А можно просто заморозить цены? Разве не очевидно, что постоянная цена на товар может дать гарантию стабильности?
– Заморозка цен не поможет в борьбе с инфляцией. Искусственно заниженные фиксированные цены неизбежно и очень быстро сделают невыгодными производство и продажу товаров.
Убыточные предприятия будут закрываться, а это приведет к нехватке товаров внутри страны и появлению теневого рынка с завышенными ценами.
Рыночные цены показывают бизнесу, на что есть спрос, что и в каких объемах надо производить.
– При высоких инфляционных ожиданиях люди стараются сохранить свои сбережения. В основном, используют для этого вклады. После снижения ключевой ставки банки начали снижать ставки по вкладам. Какой смысл нести деньги в банк, если инфляция выше ставок?
– Даже когда инфляция невысокая, покупательная способность хранящихся дома наличных постепенно снижается. Купить на них столько же товаров, сколько, например, год назад, уже не получится. Банковские вклады помогают защитить сбережения от обесценения. При этом банковские вклады застрахованы государством в пределах 1,4 млн рублей.
Годовая инфляция в июне составила 9,4%. Банк России ожидает, что она вернется к 4% в 2026 году. При этом многие банки предлагают по вкладам порядка 16-17% годовых.Это значит, что те проценты, которые получит вкладчик, когда его вклад закончится, перекроют общий рост цен за это время. Это дает возможность не только защитить сбережения от инфляции, но и заработать. Оценивая реальную доходность вклада, надо учитывать не прошлую, а будущую инфляцию.

– Люди опасаются, что после снижения ставок «навес» сбережений на депозитах хлынет на рынок, и государство заморозит вклады, чтобы не допустить разгона инфляции. Прокомментируйте. В соцсетях обсуждается тема о возможной заморозке вкладов. Правда ли это?
– Опасения, что в какой-то момент сбережения выльются на потребительский рынок и инфляция взлетит, беспочвенны. Это контролируемый процесс. Банк России будет снижать ключевую ставку, когда убедится, что инфляция и инфляционные ожидания устойчиво снижаются.
Такая политика будет поддерживать привлекательность депозитов. В результате деньги с вкладов будут идти на потребление постепенно, и это не помешает снижению инфляции.
Идея заморозки вкладов абсурдна. Помимо того, что это грубейшее нарушение права граждан и компаний распоряжаться своими средствами, подобный шаг подорвет основы банковской системы и финансовую стабильность страны.
Банки привлекают свободные средства населения и компаний. Только благодаря этому они способны выдавать кредиты заемщикам. Если «заморозить» вклады, ограничить возможность для граждан и бизнеса распоряжаться своими деньгами, то никто не готов будет держать деньги в банках.
И это тут же поставит крест на возможности банков кредитовать экономику. Совершенно очевидно, что в любой рыночной экономике, составной частью которой является банковское кредитование, подобный шаг немыслим.
– И последний вопрос: что нас ждет в ближайшем будущем?
– Банк России прогнозирует, что благодаря решениям по ключевой ставке, которые он принимает, инфляция в стране в этом году составит 6-7%, а в следующем году снизится до 4% и останется вблизи этого уровня в дальнейшем.