Тимофей Николаев: «Тамада – это звучит гордо»
Известный пензенский вокалист петь начал раньше, чем говорить. Это и определило его дальнейшую судьбу.
Фото: ПензаСМИ.
«Превращаю праздники в истории» – так лаконично и вместе с тем емко характеризует себя пензенец Тимофей Николаев в одной из социальных сетей. О музыке, культуре праздника, творческой составляющей Пензы Тимофей порассуждал в беседе с корреспондентом РИА «ПензаСМИ».
– Тимофей, как лучше тебя представить читателям?
– Если процитировать запись в моей трудовой книжке, то я – солист оркестра Центра русской хоровой и вокальной культуры города Пензы. Для тех, кто не в курсе – эта организация располагается в киноконцертном зале «Октябрь». Званий и регалий не имею, несмотря на то что в музыке всю жизнь – практически с самого рождения. Мама говорит, что петь я начал раньше, чем говорить. Поэтому она взяла меня за ручку и отвела к преподавателю по вокалу в дом культуры «Заря» [сейчас – детская школа искусств им. Ю. Е. Яничкина. – Примечание редакции]. И в детском садике я уже успешно выступал с такими хитами советских лет как «Взвейтесь кострами, синие ночи» и «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
– И дальше двигался вперед исключительно по музыкальной линии? Без метаний в поиске профессии?
– Только музыка. Это было как-то сразу предрешено. Еще до школы я ходил в детский хор мальчиков «Камертон», а в первом классе поступил на дирижерско-хоровое отделение в музыкальную школу № 1, которая находится на улице Богданова. Там моим преподавателем был легендарный Владимир Викторович Каширский.

Музыкальную школу окончил с отличием, а затем было музыкальное училище. Там я учился на духовом отделении. В моем дипломе указано, что я – преподаватель игры на деревянных духовых инструментах фагот и гобой, а также дирижер духового оркестра.
– То есть, ты можешь сейчас взять фагот и что-нибудь нам сыграть?
– Увы, разочарую. Попытаться можно, но вряд ли моя игра доставит удовольствие публике. Фагот и в те времена был очень дорогим инструментом. Никто не мог себе позволить иметь такое чудо дома. В училище нам выдавали инструменты на занятиях. Но это были дрова – в прямом смысле слова. Дрова, которым сто лет. А относительно нормальный фагот, на котором можно играть, стоил дороже автомобиля. В 2003 году сносный инструмент можно было купить за 50 тысяч рублей. Это при средних зарплатах в 5 тысяч рублей.
Впрочем, особой страсти к фаготу я не питал. И не получал удовольствия от игры на этом инструменте. Но, как говорится, срок отбыл. Гораздо более увлекательным было заниматься дирижированием. Тем более, что параллельно с учебой я пел в хоре Каширского [Губернаторской симфонической капелле], что, безусловно, помогло мне получить базу, на которой затем я оттачивал профессиональные навыки дирижера.

После окончания училища еще лет 12 я работал в капелле у Владимира Каширского, а затем перешел «Октябрь», ныне – Центр русской хоровой и вокальной культуры города Пензы. Где и по сей день тружусь солистом Пензенского муниципального эстрадно-духового оркестра под управлением Антона Пригорева.
– Каков сейчас репертуар коллектива?
– У нас несколько программ. На разные случаи. Есть программа русского рока, зарубежного рока. Разумеется, есть песни советских лет. Есть отдельные проекты с песнями конкретных композиторов. Не так давно, например, мы выступали с программой, состоящей из песен Юрия Антонова. Замахиваемся и на джаз. Репертуар всеобъемлющ, я бы сказал. Играем в самых разных жанрах и стилях.
– Всегда интересовало – как живется музыканту в Пензе? И не возникает ли желание переехать в более крупный город, чтобы реализовать свои амбиции?
– Начну с первого. Лично мне как музыканту живется в Пензе хорошо. Я не только занят на своей основной работе. Я востребован как артист. Езжу по платным мероприятиям, где получаю нормальные деньги. Свадьбы веду, юбилеи, прочие торжества. Не жалуюсь. По большему счету, меня все устраивает. А что в крупном городе? Медом там не намазано. Это надо опять начинать с нуля?
_900.jpg)
А теперь приведу пример про амбиции. В 2006 году мы с другом отправились покорять столицу – поехали в Москву на кастинг «Фабрики звезд». Шел шестой сезон проекта, шоу казалось нам идеальным трамплином, чтобы выбиться в артисты всероссийского масштаба. И как же наши ожидания не совпали с реальностью…
Было промозглое и дождливое утро. Холод, ветер. У «Останкино», где проходил кастинг, собралась огромная толпа. Не менее двух тысяч человек приехали со всей России попытать счастья. В здание запускали партиями по 10 человек. Еще на входе нам открытым текстом один дяденька сказал: «Вы зачем сюда все едете? У вас нет денег и связей, вы на что рассчитываете?»

На кастинге нам включили песню Стаса Пьехи «Ты грустишь» и велели петь и двигаться под это дело. Все. Примерно 20 секунд наше выступление длилось. Члены комиссии за это время ни разу на нас головы не подняли, они смотрели общую картинку в мониторах. Это был какой-то полный сюр и трэш. Никому не нужны были наши вокальные данные, хотя я наивно полагал, что именно они играют первостепенную роль в песенных шоу.
Потом нас вывели из «Останкино» через другую дверь и попрощались. Больше я свои амбиции не тревожил. Я трезво смотрю на жизнь и осознаю, что талантливых людей в России очень много. Там, в Москве, никого и ничем не удивишь. А зарабатывать на своем таланте можно и в том городе, где родился и живешь.
Так что уезжать не собираюсь. Здесь у меня мама, семья, друзья, работа.
– Хорошо. Давай посмотрим на амбиции с другой стороны. В оркестре ты поешь чужие песни. А не хотелось бы донести до народа собственное творчество?
– В свое время я записал два полноценных альбома своих песен. В каждом – по 12 треков. С одной стороны, можно выложить их на стриминговые площадки. Возможно, что-то и «выстрелит». Но те песни надо пересматривать. И по аранжировке, и по текстам. Они были сочинены и записаны в период бурной молодости, когда гормоны играли, любовь бушевала. По сути, те песни уже не соответствуют мне сегодняшнему. Трогать их не хочется. Они ценны для меня такими, какими были созданы в то время. Писать новые? Можно. Но у меня на это нет времени. Да и не понимаю я, честно говоря, ради чего это делать. У меня и так все хорошо.

С другой стороны, если вдруг найдется человек, который скажет: «Вот тебе время и деньги, садись и пиши альбом своих песен, через полгода выезжаем на гастроли», тогда – да, я отложу свои дела. Появится мотиватор – буду писать песни. Мне это дается довольно легко.
– С высоты прожитых лет и, исходя из опыта, можешь дать совет начинающим музыкантам?
– Если ты чем-то горишь, делаешь это от души и хочешь донести свое творчество до масс, не останавливайся. Нужно делать больше и лучше, стучаться во все двери. Есть возможность выступать – выступай. Выкладывай треки на стриминговые площадки, веди социальные сети, снимай рилсы. Если есть хотя бы один слушатель – пиши для него. За ним другие подтянутся.
Вообще сейчас уникальное время, когда без продюсеров, без связей и денег можно внезапно взлететь в топы и оказаться в одном ряду с теми, кто шел к этому успеху годами и десятилетиями. Времена «Фабрики звезд» прошли.
Еще раз всем молодым музыкантам настоятельно рекомендую – творите, пробуйте, не останавливайтесь.
– Тебя в Пензе знают не только как певца, но и как ведущего праздников. Порой мне кажется, что этот рынок у нас перенасыщен. В соцсетях – сотни, если не тысячи, объявлений от организаторов праздников самого разного уровня…
– Есть такое. Появилось очень много молодых ведущих, бодрых и энергичных, со своим подходом к делу. Но я отношу себя к так называемой старой школе. Я уверен, что свадебный вечер – это, в первую очередь, торжество, знаковое событие, которое должно запомниться на всю жизнь. Не гулянка, не шоу и не комедия.

Есть каноны, которые я не намерен нарушать. И себя на свадьбе я вижу исключительно как конферансье. Не клоуном и не шутом. Думаю, что «старые» свадебные традиции будут жить еще долго. На мой век хватит. Так что, несмотря на возрастающую конкуренцию на рынке торжеств, в будущее смотрю с оптимизмом.
К тому же у меня есть небольшое преимущество – я поющий ведущий. А таких не так много.
– Что тебя подвигло стать тамадой?
– Все очень просто. Раньше меня приглашали на свадьбы петь. Но потом я взял ипотеку. Это был серьезный толчок к тому, чтобы начать зарабатывать больше. И я стал ведущим праздников. У меня есть знакомый, который был барменом на свадьбах. Потом он взял ипотеку, и тоже стал тамадой. И таких примеров масса.
– Ипотека – это обязательный момент?
– Мотиватор может быть любым. Но обычно люди не приходят в эту сферу со стороны. Кто-то, как я, раньше пел, кто-то танцевал, кто-то обслуживал праздники – напитки разливал. Эти люди много раз видели, как проводят свадьбы и прочие торжества. И потом решили попробовать себя в роли ведущего.

– Сейчас все меньше людей называют себя тамадой. Чаще говорят – ведущий праздников. Почему-то это слово постепенно выходит из употребления. Я прав?
– На самом деле, тамада – звучит гордо. Если разбирать историю слова, тамада – это звание, чин, который надо заслужить. Тамада – это старший, лидер во время пира, торжества. И не всякий может называться тамадой. Если кому-то не нравится слово «тамада», это его проблемы. Мне нравится.
– Насколько Пенза, на твой взгляд, насыщена площадками для творческих людей?
– У нас много концертных залов и прочих площадок для выступления коллективов и сольных исполнителей. Однако есть вопросы к их доступности. Начинающему музыканту попасть туда сложно. Это и высокая стоимость аренды зала, и многие другие риски. Все это приводит к тому, что, по большому счету, артисту без регалий сунуться некуда.
Хотелось бы, чтобы в Пензе появились площадки, на которых мог бы выступить «человек из народа», простой парень, который играет на гитаре во дворе. Без арендной платы и прочей коммерческой составляющей.
Я понимаю, что это из разряда недостижимого. Вряд ли городской или областной бюджет возьмет на себя финансирование такого проекта. Но я верю, что еще появится меценат, который сделает жест доброй воли. Только человек должен быть в теме. Если появится бизнесмен, который в молодости не реализовал себя в музыке, думаю, он смог бы сейчас создать такую площадку для всех. Я бы точно сделал – есть порыв. Но у меня денег столько нет.

– Вернемся к тебе и твоим проектам. У тебя есть возможность через наше СМИ пригласить жителей и гостей Пензы на свой ближайший концерт…
– Грядет годовщина смерти Виктора Цоя. Я очень трепетно отношусь к его творчеству. И первая песня, которую я выучил на гитаре, была «Группа крови». Так вот, 15 августа – в 35-летнюю годовщину гибели Виктора Цоя – приглашаю всех на Фонтанную площадь Спутника, где на главной сцене состоится двухчасовой концерт (0+) памяти этого легендарного человека. Петь песни Виктора Робертовича буду я – под классические «минуса», без кавер-обработок. Также постараюсь пару песен исполнить под гитару. Какие именно – еще не решил. Вечер будет сопровождаться видеорядом на большом экране, фрагментами интервью, архивными записями. Вход – свободный, очень всех жду!