24 апреля 2024 Об актуальном
1779

Татьяна Танасова: «Профориентацию можно начинать с шестого класса»

Директор пензенского Губернского лицея рассказала, как помочь подростку выбрать профессию.


Фото: penzasmi.ru.

Может ли 17-летний подросток осознанно выбрать будущую профессию? Может. Но при выполнении нескольких обязательных условий: ещё в начальных классах взрослые следуют за интересами детей, предоставляют им выбор и рассказывают о самых разных специальностях. Но как это сделать в рамках школы? О своем опыте рассказывает директор пензенского Губернского лицея Татьяна Танасова.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

– Татьяна Николаевна, на ваш взгляд, с какого возраста целесообразно знакомить ребёнка с профессиями?

– В лицей мы принимаем ребят с шестого класса. С этого момента у нас и начинается профориентация. Лицей – это три составляющих. Собственно, сам лицей, центр дистанционного обучения, центр выявления и поддержки одарённых детей и молодёжи «Ключевский». Каждая составляющих работает на профессиональную ориентацию. Наша главная цель – сделать так, чтобы к седьмому классу учащийся мог выбрать профиль, по которому хотел бы заниматься в будущем: физика-математика-информатика или химия-биология. А начинают ребята пробовать себя в той или иной сфере, погружаясь в проектную деятельность. В лицее к этой теме мы относимся очень серьезно. За каждым учащимся закреплен наставник, они вместе выбирают тему, готовят работу, затем ребенок защищает проект. Углубляясь в тему, он может выступить с ней на областной и даже всероссийской конференциях. На мой взгляд, это отличная возможность для ребенка за несколько лет понять, в том ли направлении он развивается, интересно ли оно ему.

– Но не рано ли начинать профориентацию в шестом классе?

– Мы для себя определили, что это самый подходящий возраст. К этому периоду дети, как правило, уже многое понимают, нам остается их направлять и подталкивать. Что важно, педагоги центра «Ключевский» работают не только с нашими ребятами. К нам приезжают дети из самых отдаленных сельских школ, чтобы стать участниками профильных научных, спортивных и творческих смен. Поэтому мы сейчас говорим не только про профориентацию учащихся лицея, мы говорит в целом про регион.

Центр также ориентирован на ранее знакомство с наукой. Например, элементарная физика в рамках профильных смен начинается с шестых классов, хотя в школах предмет появляется позже. Детям в любом возрасте нравится проводить опыты, узнавать новое не через скучные лекции, а через действие. В занятиях с детьми крайне важны хорошо оборудованные лаборатории.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ

– И тому, какие лаборатории есть в центре «Ключевский», можно только позавидовать.

– Да, региону в этом плане повезло. Вот, посмотрите, например, эти комплекты для кабинетов физики разрабатывал тренер сборной РФ при подготовке к международной олимпиаде школьников по физике Алексей Ноян. В лабораторной по биологии стоят гроубоксы, в котором поддерживается оптимальная температура для выращивания растений. У нас установлены электронные микроскопы, изображения с которых можно вывести на доску. Есть кардиотренажер, с помощью которого дети, изучают как на организм влияют физические нагрузки. В целом, в каждой аудитории – современное профильное оснащение и мультимедийное оборудование. Преподавателям комфортно реализовывать свои педагогические идеи, ученикам интересно посещать такие занятия.

– Но, к сожалению, не каждая школа может похвастаться такими лабораториями.

– Именно поэтому мы устраиваем профильные смены, куда может попасть практически любой школьник Пензенской области. Но, я убеждена, что все и всегда начинается с педагога. Вспомните себя в школе. Всегда были предметы, которые вы не любили. А почему? Потому что не понимали, было неинтересно или скучно. А вот если сам педагог ребенку интересен, то и физику школьник будет понимать и математику обожать.

КОГДА ВАЖНА РОЛЬ ЛИЧНОСТИ

– Татьяна Николаевна, ну а где же взять таких учителей? Вы и сами прекрасно знаете, что с предметниками в школах не все хорошо.

– Вы думаете у нас нет проблем с кадрами? Есть, к сожалению. Москва переманивает сильных и перспективных педагогов. Мы для себя нашли такой выход из ситуации: привлекаем собственных выпускников.

– Во многих школах сейчас открываются «Кванториумы», «Точки роста». Образовательные организации оборудуют наборами робототехники, 3D-принтерами. Это помогает подросткам в самоопределении?

– Мы опять возвращаемся к роли учителя. Если не будет педагога, который умеет сам и научит ребенка работать на этом оборудовании, то толку не будет. Сам по себе 3D-принтер, который уже пять лет стоит нераспакованный в кладовке, никакой пользы не принесет.

– В последние несколько лет у школьников пропал интерес к физике. Выпускники все реже выбирают ее для сдачи ЕГЭ. Как привить любовь к этом предмету?

– Приехать на профильную смену в «Ключевский». На сайте есть план работы центра до конца учебного года. Ребенку нужно выбрать направление, пройти отбор и совершенно бесплатно заниматься с лучшими педагогами, работать на лучшем оборудованием. Дети, которые у нас бывают, честно признаются, что полученных знаний им хватает на годы вперед. Мы часто замечаем, что выбранные направления смены в Центре «Ключевский» помогают определиться с профессией и ребята поступают в вузы по схожим направлениям.