9 февраля 2023 Экономика
378

Изменения в законодательстве о контрактной системе с 2023 года

В Пензенской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по развитию конкуренции в сфере закупок при Пензенской ТПП, в рамках которого Национальным оператором электронных торгов АО «Единая электронная торговая площадка» (РОСЭЛТОРГ) был проведен бесплатный обучающий семинар для заказчиков и участников закупок.


Фото: Пензенская областная торгово-промышленная палата.

В мероприятии приняли участие: Дмитрий Шеменев, заместитель Министра экономического развития и промышленности Пензенской области; Владимир Глебов, руководитель представительства АО «ЕЭТП» в Пензенской области; Виталий Макаров, генеральный директор Межрегиональной специализированной организации «Ценный Советник», а также около 70 пензенских заказчиков и поставщиков.

Руководитель отдела образовательных программ АО «ЕЭТП» Джамиля Созаева (г. Москва) рассказала об основных изменениях в законодательстве о контрактной системе с 2023 года и наиболее распространенных ошибках заказчиков и участников закупок.

Так, с 1 января 2023 года запускают агрегатор предварительных предложений для электронных малых закупок (Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946). При подготовке извещения заказчики смогут в режиме реального времени видеть предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ.

С 17 ноября 2022 года уточнили и расширили доптребования к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946).

Дополнительные требования нужно применять при закупках: услуг по охране любых объектов и территорий, а не только образовательных и научных организаций; работ, связанных с регулярными перевозками пассажиров и багажа, при НМЦК выше 20 млн руб.; услуг по оценке недвижимости, при НМЦК выше 500 тыс. руб.; работ по ликвидации несанкционированных свалок, рекультивации земель, ликвидации накопленного вреда окружающей среде; работ по геологическому изучению недр.

Если требование предусматривает несколько видов опыта, участнику достаточно обладать хотя бы одним. Если от участника требуется наличие оборудования и иных материальных ресурсов, то в извещении нужно указать на это и привести количественные, качественные и технические характеристики.

Также уточнили, что установленным лимитам должна соответствовать цена выполненных работ, предусмотренных каждым из возможных видов опыта участника строительной закупки.

Доптребования применяют к закупкам не только услуг, но работ по техобслуживанию зданий и сооружений. Изменение нужно учитывать в закупках, извещения о которых размещают после 16 ноября.

Спикер назвала частые нарушения, выявленные оператором торгов. К примеру, не указывают стоимость исполненных обязательств или указывают 1 рубль, заявляют полную стоимость, хотя расторгались на меньшей; акты не подтверждают стоимость исполненного контракта в полном объеме (контракт на исполнении, при этом отсутствует соглашение о расторжении/уменьшении цены контракта), пакет прикрепленных документов не соответствует реестровому номеру, указанному в заявке и другие.

С 17 ноября 2022 года в контрактах нужно использовать обновленные типовые условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946). Срок оплаты подрядчиком товаров, работ, услуг, полученных от субподрядчика, сокращен с 15 до 7 рабочих дней.

Для контрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке отменяется обязательное обеспечение их исполнения. Заказчик вправе по своему усмотрению установить обеспечение исполнения такого контракта на основании ч. 2 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Одновременно до 31.12.2023 продлевается право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в большинстве закупок (ч. 64.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Кроме того, до 31.12.2023 и 01.01.2024 продлена возможность изменения условий контрактов на основании ч. 65.2 и 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ соответственно.

Особое внимание было уделено вопросу взаимодействия с заказчиками, попавшими под санкции. Блокирующие санкции запрещают сотрудничество с предприятиями из санкционного списка. Запреты распространяются на заключение контрактов, поставку товаров, перевод денег или иное финансовое содействие.

Международные санкции коснулись заказчиков из разных сфер. Больше всего — банковской, нефтегазовой и оборонной отраслей. Под ограничения попали крупнейшие российские заказчики.

Узнать, что заказчик под санкциями, можно несколькими путями. Посмотреть информацию на сайте Торгово-промышленной палаты РФ. Там размещены документы — решения зарубежных властей о введении ограничительных мер против российских компаний и физлиц. Большая часть — на языке стран-санкционеров. На русском языке — только данные о мерах ЕС, США и Сингапура.

Еще можно найти информацию на сайтах зарубежных регуляторов. Функция перевода текста у браузера поможет изучить санкционные списки. Некоторые регуляторы предлагают воспользоваться поисковиком. Например, OFAC. Найти сведения о заказчиках из санкционного списка в СМИ. Перед тем как использовать данные в работе, соотнесите дату публикации статьи с датой выхода нового пакета санкций. Если текст опубликован раньше, санкционный список пополнился новыми названиями. С помощью сервиса для проверки контрагентов по санкциями

Последствия работы с заказчиками под санкциями могут быть различные: от внесения собственника бизнеса или фирмы поставщика в новый санкционный список до штрафа от зарубежных властей или зарубежных партнеров, если он предусмотрен условиями контракта.

Доказать, что организация уклонилась от заключения сделки не по своей вине — задача поставщика. Если организация не в состоянии выполнить условия контракта из-за санкций, а не из-за того, что заказчик попал в санкционный список, ФАС не внесет поставщика в РНП. Например, если товар теперь запрещен к ввозу в Россию или изменилась его отпускная цена.

Отказ поставщика от выполнения условий госконтракта после его подписания — основание для расторжения контракта со стороны заказчика и внесения фирмы в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Если доказано, что это форс-мажор, подтвержденный торгово-промышленной палатой, то поставщик не будет внесен в РНП.

После выступления Джамиля Созаева ответила на вопросы участников мероприятия.