«Jazz May-2018» в Пензе. Вечер первый: разность потенциалов
Программу фестивальных концертов в большом зале филармонии открыли «Экспресс-бэнд» и ансамбль Алексея Айги «4’33».
Отдавать первое отделение первого вечера музыкантам «Экспресс-бэнда», которые, говоря спортивным языком, играют роль «хозяев площадки» - устойчивая практика фестиваля «Jazz May», и многие зрители воспринимают эту часть программы именно как дань прижившейся традиции. Однако главные ожидания все же были связаны с Алексеем Айги и его командой: этот сет изначально был заявлен организаторами как самый неожиданный за все три дня.
Пожалуй, так и получилось. В сущности, если вдуматься, оба отделения в пятницу имели довольно приблизительное отношение к джазу, однако то, что продемонстрировали столичные гости, сразу впечатлило принципиально иным качеством исполнения – хотя в качестве чайной ложечки дегтя стоит упомянуть некоторую несбалансированность звука, но это вопросы не к тем, кто на сцене.
А на сцене творили нечто ни на что не похожее (в лучшем смысле слова) шесть человек, которым для выступления перед зрителями не нужно наряжаться в музыкантскую униформу или парадные одеяния с блестками: впрочем, их сдержанный casual выглядел вполне продуманным.
С помощью рояля, скрипки, виолончели, ударных, бас-гитары и трубы Айги и его товарищи создавали максимально плотный саунд, положенный на могучую основу нарочито утяжеленной, но живой и подвижной ритм-секции. Это напоминало мини-вариант симфонического оркестра, на ассоциативном же уровне позволяло вообразить искусное жонглирование камнями, которые на первый взгляд кажутся тяжелыми, но затем уже выглядят невесомыми в своем стремительном порхании; определить же стилистическую принадлежность этой сложной смеси не представляется возможным.
Скрипка и виолончель, безусловно, задавали эмоциональный тон всему происходившему: здесь была и цыганская страсть разлуки, и испанская грусть, и рвущийся волос смычка, причем последнее – в буквальном смысле. Вообще Айги на фоне остальной пятерки был самым темпераментным, и периодические его подпрыгивания, восторженно принятые залом, смотрелись не столько заготовленным приемом воздействия на аудиторию, сколько стремлением дополнительно выплеснуть бьющую через край энергию.
Можно понять людей в зале, которые пытались снимать фрагменты второго отделения на видео с помощью мобильных телефонов: привычно вооруженные своими гаджетами, мы часто думаем, что с помощью подрагивающей записи и плоского звука можем поделиться с кем-то впечатлениями, которые так переполняли нас во время концерта. Но очень быстро становится ясно, насколько бессмысленны наши попытки.
Подводя итог, можно смело сказать, что концерт Алексея Айги и «4’33» войдет в число самых запоминающихся сетов фестиваля «Jazz May» за всю его историю. Такие исполнители всегда находят отклик в сердцах любителей джаза, которые помнят о том, что их любимая музыка – это вечные поиски новых путей и возможностей. В том числе там, где этого совершенно не ждешь.
В субботу вечером на сцене филармонии выступят секстет Виктории Кауновой и Ильи Морозова, а также американский певец Джей Ди Уолтер. Концерты на открытой площадке начнутся с полудня.
Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН