12 марта 2022 Об актуальном
6154

Покупательский ажиотаж захлестнул Пензу

Пензу продолжает лихорадить от ажиотажного спроса на товары бакалейной группы — сахар, гречневую крупу, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости.


Фото: ПензаСМИ.

Корреспонденты «ПензаСМИ» решили пройти по магазинам и выяснить, так ли страшна пустота на прилавках, как говорят об этом земляки, а также грозит ли нам дефицит продуктов первой необходимости.

В крупных супермаркетах традиционно многолюдно. Товары длительного хранения, такие как крупы, соль, макароны, консервы, мука присутствуют на прилавках в достаточном количестве. Ассортимент пополняется по мере необходимости.

Продавцы пояснили, что в последние две недели люди, особенно старшего поколения, действительно активно опустошают полки, скупая в больших количествах продукты питания. Как правило, повышенным спросом пользуются сахар и туалетная бумага. Ситуация напоминает период первой волны пандемии коронавируса.

Одна из покупательниц, которая представилась Ольгой, рассказала, что не видит резона бездумно затариваться продуктами. «Помню, как мои родители еще в годы жуткого дефицита конца 80-х и начала 90-х старались делать запасы круп, мыла, стирального порошка. Подвал был заставлен емкостями с сыпучкой. Как говорится, берегли на черный день, но в результате мыши и червяки испортили запасы. Кому польза? Только выкинутые деньги на ветер и затраченные впустую ресурсы», - поделилась воспоминаниями землячка.

Женщина выразила удивление, почему люди берут по 10, а то и 20 килограммов сахара. Сейчас не период сезонных заготовок солений и компотов. Это российский продукт, в Пензенской области производством которого занимаются три завода.

Начальник рынка продовольствия и лицензирования Министерства сельского хозяйства Пензенской области Нина Богач сообщила, что в прошлом году в регионе было выработано 378,5 тыс. тонн сахара, что превышает годовую потребность в 12,2 раза. На складах сахарных заводов области сейчас находится более ста тыс. тонн сахара. Эти объемы будут пополнены за счёт выпуска новой продукции, которая изготавливается из сахарного сиропа от выработки свеклы урожая прошлого года.

Цена суммируется с учетом затрат торговых организаций на доставку, фасовку и упаковку. «Цепочки поставок работают без нарушений, мы не видим серьезных рисков к тому, чтобы они были нарушены в будущем, особенно в части социально значимых товаров», - заверил директор распределительного центра компании «Тандер» Сергей Тупицын.

На складах сахар есть, но к паническому ажиотажу не готова логистика, т.е. товар не успевают развести по торговым точкам. Однако существует и другая сторона проблемы – на ситуации наживаются недобросовестные предприниматели. Так зафиксированы случаи, когда сахар и крупы приобретались в завышенных объёмах, значительно превышающих частное потребление. Как правило, последующей перепродажей занимаются розничные продавцы и владельцы небольших магазинчиков. Чтобы не допустить спекуляцию, в торговых сетях начали ограничивать продажу товара в одни руки.

Нет оснований для беспокойства и относительно гречки. По данным Росстата, в прошлом году в стране собрали гречихи почти на 30 тысяч тонн больше, чем в 2020-м. Видимо срабатывает стереотип советских времен, что в случае дефицита крупы, макароны и муку нужно скупать в первую очередь. Важно помнить, что любые продукты имеют сроки годности. Бессмысленно закупаться мешками, поскольку товар уничтожат микроорганизмы и личинки мелких насекомых.

В настоящее время выстроена цепочка взаимодействия между Минпромторгом, Минсельхозом, Минтрансом, Федеральной антимонопольной службой и представителями региона. Совместный контроль товаропроводящей сети позволяет балансировать спрос и предложение.

«По сути мы повторяем опыт марта 2020 года. На стабилизацию ситуации ушли считанные дни, причем все граждане это видели своими глазами и могут убедиться в том, что это будет сделано и делается сегодня», – сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ.

В Пензенской области федеральные торговые сети взяли на себя обязательства по ограничению наценок до 10% на хлеб, молочные продукты, сахар, а также овощи «борщевого набора» - это свекла, капуста, морковь, картофель, лук. Министр сельского хозяйства Пензенской области Роман Калентьев уверен, что выполнение этих обязательств позволит сохранить доступность социально значимых товаров и снизит волатильность цен.

Более 90% социально значимых товаров производится в России. Обеспеченность региона мясом и мясопродуктами превышает потребность в 3,7 раза, растительным маслом в 4 раза, картофелем в 3,4 раза. Ежедневно представители власти с активистами общественных организаций и волонтерами проводят мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях торговли. Данные проверок рассматриваются на заседаниях оперативного штаба.

Сегодня Правительство России старается поддержать как аграриев, так и торговлю. Кроме того, по социально значимым товарам низкого ценового сегмента у федерального центра есть механизм государственного регулирования. Но хочется верить, что сценарий развития событий будет развиваться по линии импортозамещения. Россия на 100% может себя обеспечить зерном, мясом, сахаром, растительным маслом и рыбой. Уровень производства таких позиций как яйца, картофель, овощи, некоторые фрукты составляет примерно 80-85% от общего запроса.

Однако апельсины, бананы, оливки и кофе страна не в состоянии вырастить, поэтому рост цен на эти и ряд других категорий товаров неизбежен. Мы уже являемся свидетелями подорожания импортных продуктов из-за безответственной позиции бывших зарубежных партнеров. Как ситуация будет развиваться дальше, никто не берётся прогнозировать. Сейчас идет формирование новых логистических цепочек и вариантов купирования рисков. Экономика продолжает работать, имеет значение конкуренция и покупательская способность населения, что в комплексе вселяет уверенность в постепенной нормализации ситуации на продовольственном рынке.

И последнее, о страшилках про дефицит и фотографиях пустых полок в социальных сетях. Будьте благоразумны и не попадайтесь на уловки паникеров и маркетологов. Мир не раз сталкивался с явлением, которое назвали эффектом или парадоксом Гиффена. Это необычная модель поведения потребителей, которая заключается в повышении спроса на определенный товар при увеличении цен на него. Экономисты не сомневаются, что потребительская паника постепенно сойдет на «нет» и цены на социально значимые товары стабилизируются. Нужно только успокоиться и запастись терпением.