Зачем учить математику в эпоху искусственного интеллекта

Это язык современной цивилизации.


Фото: пресс-служба ПензГТУ.

В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта и цифровых технологий фундаментальное образование оказалось на перепутье. Зачем запоминать формулы, если нейросеть решит задачу за секунду? Зачем собираться в классе, когда есть масса онлайн-курсов? Эти и другие вопросы мы задали заведующему кафедрой «Математика и физика» Пенззенского государтственного технологического университета (ПензГТУ), кандидату физико-математических наук Александру Моисееву. Он чётко сформулировал мысль о принципиальном отличии живого обучения от информационного, приведя в пример свое участие в Российской неделе математики, физики и информатики (RUS WEEK 2025), которая проходила в Ташкенте по инициативе ПензГТУ при поддержке Россотрудничества.

«Искусственный интеллект может рассказать, как решать задачу, но раскрыть, а как до этого додумались, ИИ не сможет, – считает педагог. – Математика должна учить решать незнакомые задачи, делать открытия. Меня учили, что пятёрку по предмету следует ставить, если ученик сумел решить задание, о способах решения которого ему никто не рассказывал. Понятно, что это идеализированная картина. Но это то, к чему мы должны стремиться. Никакое онлайн-общение или ИИ не смогут реализовать это стремление».

По его словам, цифровые инструменты незаменимы для передачи информации и отработки известных методов. Но процесс рождения идеи – это прерогатива человеческого мышления, которое зажигается только в диалоге.

«ИИ должен кто-то создавать, это очень сложная математическая модель. И если не обсуждать решения математических задач в очном общении, то как научиться создавать более сложные и совершенные модели?» – задаёт риторический вопрос Моисеев.

RUS WEEK 2025 – это был интенсивный образовательный марафон. За четыре дня преподаватели точных наук из Пензы провели для коллег и школьников из Узбекистана лекции, мастер-классы, семинары и более 15 практических занятий.

Чтобы показать, что математика – не скучный абстрактный предмет, а язык современной цивилизации, пензенские педагоги сделали ставку на интерактив. Программы были далеки от натаскивания на тесты. Вместо этого – математические квесты и междисциплинарные кейсы.

«На занятии по топологии мы рассказывали об изоморфности, формуле Эйлера, — делится Александр Моисеев. – И в процессе возник закономерный вопрос от ребят: “А где это применяется?”. Так родилось спонтанное, но очень важное обсуждение. Мы говорили о применении графов в программировании, проектировании информационных систем, создании баз данных. Дискуссия вышла на вопрос о необходимости фундаментальных математических знаний в IT для самых разных профессий этой сферы».

Таким образом, занятия помогали формировать не просто знание формул, а то самое логическое и алгоритмическое мышление – основу для любой высокотехнологичной карьеры, от Data Science до кибербезопасности.

Интересно, что разные форматы нашли отклик у разных возрастных групп. Для учеников 8 класса, как отмечают организаторы, хитом стали командные математические квесты.

«Старшие ребята в большей степени ждали серьёзного математического материала, поэтому для них междисциплинарные кейсы были интереснее, — поясняет Моисеев. — Был живой интерес к применению математики в IT и физике, к тому, как это преподаётся в российских вузах».

Важнейшим итогом недели стало то, что проект перерос в двусторонний профессиональный обмен. Узбекистанские коллеги, чьи ученики часто ориентированы на поступление в вузы Великобритании, США и других стран, поделились своим сравнительным анализом образовательных систем.

«Коллеги отмечали, что российское образование в Узбекистане считается эталоном качества, хотя и менее доступно из-за жёсткого отбора. Мы обсуждали сильные и слабые стороны разных подходов. И пришли к выводу, что такого прямого диалога нам всем очень не хватает», – продолжает Александр Моисеев.

Практической «добычей» для пензенских педагогов стал опыт решения задач узбекистанского национального экзамена. Стороны укрепились во мнении о необходимости большей гибкости в программах.

«Реализация этого проекта ещё сильнее убедила нас в необходимости иметь по каждой теме материал разного уровня – от самого простого до самого сложного. Только это позволяет эффективно работать с разновозрастной и разноуровневой аудиторией», — резюмирует Моисеев.

Руководитель проекта, кандидат технических наук ПензГТУ Александр Киндаев, подчёркивает, что мероприятие в Ташкенте – это начало пути.

«Российская неделя математики, физики и информатики – это точка старта для развития отношений с образовательными и научными кругами Узбекистана, – говорит он. – Пока рано говорить о конкретных заявках на поступление, так как заявочная кампания на квоты ещё идёт. Но интерес у ребят был искренний. Диалог начат».