Третий вечер был перенесен в киноконцертный зал «Пенза», и смена обстановки совпала со сменой направления. Причем уже первое отделение указывало на это предельно красноречиво: трио Дэвида Хелбока предложило пензенским поклонникам джаза музыку, подобной которой в предыдущие дни еще не звучало – да и в предыдущие годы, пожалуй, тоже.

То, что делали гости из Австрии, у неподготовленного слушателя может вызвать недоумение, а то и полное отторжение, производя впечатление пресловутого «сумбура вместо музыки». При внимательном отношении становилось ясно, что эти три человека (сам Хелбок как пианист, а также два духовика, Йоханнес Бар и Андреас Брогер, на ходу меняющие инструменты) сплетали очень прихотливое полотно, наполненное неожиданными ходами, отсылками и цитатами, которое в целом звучало, как саундтрек к сюрреалистическому фильму, местами вызывая из памяти Ганелина и Чекасина.

Поначалу сдержанная реакция зала наводила на мысль о легкой озадаченности. В антракте мнения разошлись: кто-то посчитал сет Хелбока безоговорочно лучшим на всем фестивале 2019 года, кто-то воспринял его творчество как весьма интересное, но в большей степени адресованное разуму, чем сердцу. Как бы то ни было, австрийцы смогли за отведенное им время найти нужный отклик у слушателей: сразу со сцены их не отпустили, добившись еще одного номера на бис, а в числе самых обсуждаемых деталей был энергичный битбокс Йоханнесса Бара.

После этого оставалось только дождаться второго отделения, где выступал музыкант, художник и путешественник Александр Ростоцкий со своим коллективом. Помимо опять же несколько сюрреалистического анимированного сопровождения на большом экране, собранного из картин самого маэстро, москвичи впечатлили прекрасной сыгранностью и симфонической мощностью звучания, при этом оставшись в рамках вполне привычного джаз-фьюжна - временами в зале витал дух «Арсенала». Возможно, поэтому участников последнего сета отпустили легко, а народ начал потихоньку рассасываться еще до окончания.

Пожалуй, в итоге самыми яркими впечатлениями фестиваля стали выступления трех одинаковых по количественному составу коллективов: «Kle2Go», трио Бенни Греба и трио Дэвида Хелбока, а самым ярким вечером стал второй. В целом же можно только снова порадоваться тому, что в Пензе есть «Jazz May», который собирает полные залы по вечерам и полную площадь днем. Есть повод ждать следующей весны - тем более что фестиваль 2020 года будет уже десятым, и это по-настоящему важная дата.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен