Первый вечер в филармонии загодя был обозначен продюсером фестиваля Олегом Рубцовым как «самый джазовый», и в этом определении просматривалась доля истины; хотя слово «самый» и наводит на мысли о некотором изначальном преувеличении. В итоге впечатления остались отчасти противоречивые, тем более что исполнители были представлены на редкость непохожие.

Первую треть программы отдали пензенскому «Экспресс-бэнду», и вопреки традиции он сыграл не целое отделение, а лишь четыре номера. Такое сокращение способствовало много к украшенью, тем более что и в укороченном варианте было ясно: от определения «эстрадно-джазовый», которое обычно адресуется этому коллективу, пора отбросить вторую часть. Причем и общее звучание, и стремление непременно выпустить на сцену максимальное количество солистов в парадных нарядах (даже за минимальное время) снова навело на мысль о том, что ансамблю талантливого Юрия Белоногова ради такого события, как «Jazz May», все же было бы логичнее искать стилистически более уместные форматы – тем более что исполнители для этого есть.

Вышедший следом квинтет молодого тенор-саксофониста Юрия Псянчина стал очередным примером того, что чем меньше музыкантов отвлекают внешние артибуты, тем выше качество предлагаемого ими материала. В игре этих молодых ребят из Екатеринбурга, спору нет, были заметны свои огрехи и недоработки. Однако уже с первых секунд стало ясно, что они создают по-настоящему джазовый звук, причем, следуя во многом традиционным схемам, оставляют себе достаточно пространства для собственного творчества - тем более что и композиции играют авторские. Свою не слишком продолжительную и не во всем равноценную программу они выстроили идеально, завершив ее блистательно сыгранной композицией «Alabama blues». За счет этого перед антрактом в зале было создано «поле такого напряга», что поневоле хотелось продолжения в том же духе.

Однако во втором отделении на сцену вышел английский гость Энтони Стронг в сопровождении контрабасиста и барабанщика. Если искать бытовые аналогии, то, пожалуй, сравнение напрашивается примерно следующее: гости ненадолго покинули комнату, а когда вернулись, то обнаружили, что со стола уже убрали отбивные и крепкие напитки, зато подали молочные коктейли и пирожные.

Улыбчивый и разговорчивый (на английском) гость из Великобритании показал себя крепким профессионалом, с легкостью и изяществом играющим на рояле и поющим популярные джазовые (и не обязательно) темы, которые зал принимает с радостью узнавания. Будучи очень опытным музыкантом высокого уровня, Энтони еще и превосходно работает со зрителями, умея получить отклик именно в нужный момент. Каждый его жест и каждая реплика просчитаны и отработаны, уместны и ненавязчивы, а потому видятся предельно естественными. Пензенская публика приняла мастер-класс маэстро Стронга с восторгом, однако по итогам вечера в целом осталось впечатление, что настоящими хедлайнерами – с поправкой на джаз – в пятницу все же были молодые музыканты с Урала.

В субботу с полудня начнет работу открытая площадка «Jazz May-2019». Вечером выступят московское фолк-джазовое трио KLE2GO и берлинский барабанщик Бенни Греб – главная зарубежная звезда фестиваля.

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен