17 ноября 2018 Культура
1023

Даниил Крамер сыграл пензенцам «любимую мелодию девочек, старичков и старушек»

Мастер джазовой импровизации выступил вместе с американским саксофонистом Винсентом Хэррингом.

Поклонникам джаза в Пензе Даниил Крамер запомнился блестящим выступлением в рамках фестиваля «Jazz May» в 2016 году, когда им был представлен поистине феерический сет, ставший, по мнению многих, лучшим за три вечера. На этот раз маэстро приехал с отдельным концертом, а состав из трио расширился до квартета благодаря участию заокеанского гостя.

Альт-саксофонисту Винсенту Хэррингу во вступительном слове Крамера было посвящено немало лестных слов, и многие из них американский музыкант вполне оправдал. Правда, говоря объективно, стать самой яркой звездой вечера ему не удалось, потому что эту роль уверенно забрал себе российский музыкант.

Блестящий пианист, который абсолютно свободно и спокойно чувствует себя на сцене, не нуждаясь в услугах конферансье, без напряжения держал в руках нити полуторачасового концерта – кстати, проходившего без антракта. Упоминание об этом не случайно, потому что недавнее выступление «Dock In Absolute» было значительно смазано именно перерывом (кстати, Стинг и Шэгги тоже работают без остановок).

Крамер сразу заявил, что никаких пауз не предвидится, объяснив, что любит, когда концерт идет «вот так» - и сделал жест рукой, обозначающий плавное движение вверх. Забегая вперед, следует сказать, что именно так оно и было: программа постепенно набирала обороты и в один прекрасный момент пришло ощущение полного взаимопонимания между музыкантами слушателями.

Причем произошло это на очень красивой медленной балладе, во время которой было немало поводов поаплодировать (согласно давней джазовой традиции) отдельным соло, но не раздалось ни единого хлопка, потому что зал буквально замер и затаился, словно опасаясь что-то разрушить.

К слову сказать, Крамер в своем нынешнем туре работает с превосходными (хотя понятно, что иначе быть не может) молодыми партнерами. Это очень талантливый ударник Виталий Эпов и оставившая неизгладимое впечатление контрабасистка Дарья Чернакова. Оба привлекли к себе внимание ничуть не меньше, а то и больше, чем Хэрринг.

Ну а Даниил Крамер, как уже было сказано, оставался главной звездой вечера. Великолепный пианист, сочетающий в себе джазовую и классическую школы, напрочь лишен всякой пафосности и всегда готов позволить себе ненадолго стать развлекателем. Главный номер здесь, как и позапрошлой весной – перкуссия на боковой стенке рояля с переходом к барабанам.

В общении с пришедшими, балансируя на грани иронии и сарказма, мастер прошелся насчет излишней привязанности публики к гаджетам, с сожалением отметил, что зал не слишком полон (в начале) и съязвил по поводу излишне торопливых зрителей, стремящихся поскорее устремиться в гардероб и вообще суетный мир будничных забот (в конце).

Что же касается единственного номера на бис, то его предварял тщательно выстроенный монолог по поводу мелодии, которую знают абсолютно все, но не все к ней относятся одинаково. Остроумное перечисление различных категорий и восприятий постепенно навело на мысль о «Свадебном марше», и предположения в итоге оправдались.

Публика снова аплодировала стоя и хотела продолжения, но Крамер все в той же слегка улыбчивой манере объяснил, что слушатели должны оставаться слегка голодными. Пожалуй, здесь он был прав – тем более что насыщение отличной музыкой к этому моменту уже было весьма полноценным.

(фото - официальная группа Пензаконцерт)

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН