22 июля 2025 Об актуальном
801

Никольские стеклоделы второй половины XX века выполняли заказы для вождей

Целая плеяда талантливых художников и мастеров проявила себя в это время.


Фото: ПензаСМИ, личный архив Валентины Салеевой.

Никольское стеклоделие во второй половине XX столетия поднялось на небывалую высоту. В городе творило много талантливых мастеров. Некоторые имели профессиональное художественное образование, другие достигли в своей работе высочайшего искусства после многих лет упорного труда. «ПензаСМИ» продолжает серию публикаций о никольском стекольном промысле.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО РАСЦВЕТА

Вторую половину XX столетия можно назвать золотым временем завода «Красный гигант» и никольского стекольного промысла. Растут объемы производства, увеличивается число рабочих. В 1960-х годах предприятие вышло на новый уровень – полностью перешло на производство хрусталя и стало одним из лидеров по его выпуску. Прессованные изделия начинают преобладать в массовой продукции.

Как рассказал «ПензаСМИ» бывший технолог по производству оптических материалов данного предприятия Александр Жулев, в этот период завод поставлял свои товары в 47 государств.

«Для многих будет открытием, что никольский завод в эти годы в основном выполнял заказы оборонного характера. Посуда заметно отставала по объемам производства. Но про выпуск высокохудожественных изделий тоже не забывали», - добавил Александр Жулев.

В 1968 году на заводе открылась Экспериментально-художественная мастерская (ЭХМ), где и выпускали подарки для первых лиц государства, разрабатывали новые серийные образцы.

Периодически поступали заказы к годовщинам октябрьской революции, важным мероприятиям. Поэтому имелось несколько профессиональных художников по стеклу. Отдельные вырастали в виртуозов стекольного дела. Тогда им присваивали звание «мастер-художник».

Многие замечательные работы их авторства сегодня можно увидеть в Никольском музее стекла и хрусталя. Важные заказы никогда не делали в одном экземпляре – второй создавали для подстраховки. Они и составили основу музейной коллекции.

«ШЕЛКОВЫЙ УЗОР» НА ХРУСТАЛЕ

Как рассказала первый экскурсовод музея Валентина Салеева, среди стекольщиков этого периода нужно выделить Георгия Новикова и Федора Паниканова. Оба – талантливые алмазчики-шлифовщики. Новиков начал трудовой путь на заводе в 1938 году гравером. Позднее стал шлифовщиком. Героически воевал в разведке, вернулся с войны и достиг больших высот в обработке хрусталя.

«Новиков – один из немногих, кто владел такой техникой, как «муаровая лента». Этот рисунок на хрустале напоминает шелковую ткань, которая использовалась в царское время для изготовления женских платьев, головных уборов, орденских лент. Такой способ обработки требует особого мастерства», – отметила Валентина Салеева.

Работы Новикова экспонировались на республиканских и областных выставках. Ему присвоили звание Героя Социалистического Труда за введение в массовое производство упомянутой «муаровой ленты», а также успехи в социалистическом соревновании.

По ее словам, руководство завода решало, кого выдвинуть на соискание почетного звания. Сперва хотели поощрить таким образом Паниканова, но у него в роду были кулаки, поэтому остановились на второй кандидатуре. Решающим фактором стало то, что Новиков принимал участие в XXIVсъезде КПСС. В итоге в 1971 году именно этому мастеру и вручили звезду Героя. Мастер – единственный в Никольском районе, кто удостоился ее.

СЕРВИЗ ДЛЯ БРЕЖНЕВА

Федора Паниканова можно считать символом эпохи – от простого рабочего он дорос до одного из ведущих мастеров. До сих пор паникановские изделия на слуху. Одним из первых вошел в число сотрудников ЭХМ. Разрабатывал новые образцы сортовой посуды, выполнял государственные заказы.

Паниканова пять раз награждали медалями ВДНХ. Его хрусталь выставляли не только на областных и республиканских выставках, но и в Англии.

По словам Валентины Салеевой, Федор Паниканов унаследовал методы обработки старых мастеров – умело применял «бахметевскую грань». Является автором трех сервизов, что для одного мастера много. Дело в том, что при такой работе нужно наносить алмазным кругом узоры на разную посуду, а рисунок должен подходить под все части сервиза.

Стеклодел мог часами разглядывать экспонаты музея, которые его интересовали. Изучал опыт предшественников, а потом творил.

Не имел художественного образования, но дотянулся до уровня искусства. Его сервиз «Ажурный», рассчитанный на 12 персон, заказали к юбилею Брежнева, но в 1982 году вождь скончался. Впоследствии этот набор хрусталя подарили последнему руководителю СССР Михаилу Горбачеву. За это высокохудожественное изделие Паниканова премировали автомобилем «Москвич».

Визитной карточкой Федора Николаевича стали юбилейные сборные вазы. Образцом таких изделий стала ваза «К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-945 гг».

ТВОРЦАМ СОЗДАВАЛИ УСЛОВИЯ

На окраине Никольска, среди вековых сосен, расположился «Дом творчества». Его построили в 1974 году для художников по стеклу, чтобы они вдохновлялись и творили. Там и по сей день живут представители таких династий. Удалось пообщаться с Валентиной Шведовой, вдовой выдающегося стеклодела, члена Союза художников СССР Анатолия Шведова. Она бережет память о талантливом супруге.

На одной из картин, украшающих жилище Шведовых, мастер изобразил сам себя. Гордый профиль, сосредоточенный взгляд. Словно художник работает над решением трудной задачи. Дополни портрет усами — будет вылитый казак, наподобие Григория Мелехова. Сказались донские корни.

Валентина Александровна показала награды супруга — четыре бронзовые медали ВДНХ. Также на счету мастера – участие в двух республиканских художественных выставках, за что тоже был награжден.

Удивительна по красоте и творческой смелости композиция «Лунная ночь на Днепре», другое ее название – «Посвящение Куинджи». Настроение картины живописца XIX века легко узнается в шведовском произведении. Вторая известная работа — «Шахматы». Сделана, скорее всего, ради стремления удивить. Композиция «Весна» – любима многими, в ней чувствуется почерк мастера. Получила положительные отзывы художников и его работа с названием «Блюдо «Мажорное».

Шведов обычно делал эскизы, а его задумки воплощали выдувальщики, шлифовщики, граверы. Но многое он умел и сам. Начал трудится именно шлифовщиком в 1953 году. Затем отучился в Абрамцевском художественно-промышленном училище.

Вернулся дипломированным художником-прикладником, много лет трудился в ЭХМ.

«Больше всего любил алмазную грань. Прошел заводской путь с самых низов. Может, поэтому мастера легко понимали его замысел. Умел тонко чувствовать красоту природы, ее настроение», – подчеркнула вдова Анатолия Шведова.

В числе немногих из местных стеклоделов владел навыками живописца. В его изделиях чувствуется любовь к работе с кистью.

ХУДОЖНИК И МУЗЫКАНТ

Талантов Анатолия Шведова хватило бы троим. Помимо увлечения живописью, любил музыку – играл в духовом оркестре на трубе. Все это отразилось и в его хрустальных произведениях. Не зря искусствоведы наградили его такими эпитетами: «мажорный художник», «певец весны».

Анатолий Георгиевич не любил предаваться унынию, печали. Всегда поддерживал в семье позитивный настрой. Порой удивлял близких. Например, оригинально признался в любви.

«Я встречала его с поезда. К моему удивлению, из нужного вагона Толя не вышел. И только спустя несколько минут, заставив поволноваться, из последнего вагона показался с огромным букетом», – вспоминает Валентина Шведова.

Много талантливых людей побывали у них дома. Шведов дружил с бывшим директором Пензенской картинной галереи Валерием Сазоновым. В приятельских отношениях был с главным художником завода Виктором Ежовым. Общался с Николаем Ершковым, который оставил заметный след в истории местного стекольного искусства.

«Дом по выходным был полон гостей – художников, скульпторов. Происходили не просто посиделки, а полезное общение, муж обогащался идеями, находил решения для своих творческих задач», – отметила Валентина Шведова.

СМЕЛЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В 1980-х на завод приехали два талантливых художника. Семейная пара – Николай Прилепкин и Елена Дубская. Получили образование в Ленинграде в знаменитом «мухинском училище». Добавили новое в приемы работы никольских мастеров своими экспериментами.

Без сомнения, Прилепкин – фигура мирового масштаба. Работы Николая Ивановича хранятся во многих частных коллекциях Англии, США, Германии, Венгрии, Польши.

Уроженец Самары, Прилепкин обрел пристанище в Пензенском крае. Девять лет творил на никольском заводе. Часто предлагал нестандартные творческие решения. Одно из них наверняка видел каждый посетитель музея. Речь – о люстре, украшающей зал на первом этаже. Некоторые стеклоделы критиковали ее, но большие художники сразу оценили замысел Прилепкина.

Сервиз «Ленинградский» удивительно точно передает атмосферу города на Неве. Вазы «Театральные», сервиз «Иван Купала» вошли в число российских шедевров стеклоделия.

Елена Дубская смело соединяла разные приемы и техники. Помимо художественного таланта, одарена и организаторским. Благодаря ей удалось сберечь после ликвидации «Красного гиганта» упомянутую экспериментальную мастерскую, ставшую позже самостоятельным предприятием.

Никольский стеклодел, академик Российской академии художеств Александр Фокин тепло отозвался об этой паре. Он подчеркнул, что Прилепкин и Дубская не только разрабатывали образцы массовой посуды, но и часто изготавливали вещи на заказ.

«Их работы отличались новизной, авторским подходом, что делало их легко узнаваемыми. Эти стеклоделы были мобильными, регулярно выезжали в крупные города, следили за веяниями времени. А местные художники варились в собственном соку. Соответственно, во многом проигрывали первым. Но это можно понять. Зачастую у местных не оставалось времени на творческие поиски, поскольку они были заняты производственными вопросами», – пояснил мастер.

Конечно, в одну публикацию не вместить весь период, насыщенный творческими свершениями никольчан. Но такая задача и не ставилась. Хотелось напомнить, какое удивительное собрание вещей из стекла и хрусталя находится в Пензенской области.

Нужно назвать еще несколько мастеров, отличившихся в эти годы: Петр Ледяев, Валентин Панаев, Юрий Блошкин, Федор Солнцев, Александр Бурматкин, Федор Ковалев. Геннадий Лузин, Василий и Сергей Курцаевы, Василий Петров и многие другие.

Ранее мы писали, как никольские стеклоделы возродили старинную технику.

Об анонимных мастерах, творивших в XIX веке, можно прочитать здесь.

Также размещали публикацию о стеклянных шедеврах мастера Вершинина.