Бездорожье не помеха для медицины: пензенские ученые усовершенствовали кареты скорой помощи
В Пензенском государственном университете (ПГУ) запатентовали уникальную разработку — транспортное средство с шестиколесным шасси.
Работая над проектом, ученые Пензенского государственного университета изначально хотели сделать более проходимыми машины скорой помощи. Теперь, по словам разработчиков, непогода, бездорожье — больше не помеха для врачей. Проектное решение станет «спасательным кругом» для жителей сел и деревень, районов Крайнего Севера, Урала.
Ежегодно за экстренной помощью обращаются миллионы человек по всей стране. Наибольшая часть экстренных случаев требует оказания незамедлительной медицинской помощи, без своевременного получения которой жизнь может быть под угрозой.
Коллектив исследователей из Пензенского госуниверситета во главе с руководителем проекта, профессором кафедры «Транспортные машины» Николаем Курносовым предложили оснастить кареты скорой помощи дополнительным подъемным задним мостом.
По словам авторов, подобных разработок еще не было. Существующие решения — близкие к идее пензенских ученых не отвечают заявленным характеристикам. Например, их конструкции сложны, большое количество вращающихся масс не позволяет транспорту набирать максимальную скорость и разгон. К тому же подобные конструкции требуют большего расхода топлива. И они не предназначены конкретно для сферы здравоохранения.
«Наше изобретение относится к легковым автомобилям повышенной проходимости. Автомобиль с колесной формулой 4x4 дооснащается дополнительным средним мостом. Для исключения большего расхода топлива мы предлагаем сделать его подвижным. Подвижные, то есть с возможностью поднятия от поверхности земли на определенную высоту и возможностью отключения привода. Этим мы упрощаем конструкцию и улучшаем эксплуатационные характеристики транспортного средства», — рассказал об идее Николай Курносов.
Ученые из ПГУ дополнили пневматическую схему подвески дополнительной осью, включающей пневматические подушки, расположенные на рычаге оси. За счет дополнительной оси такая неотложка имеет преимущество в виде двух дополнительных колес.
При бездорожье, например, при снежных заносах, при глинистой, размытой и разбитой дороге карета скорой помощи превращается в шестиколесный вездеход. Время на поездку к больному сокращается в разы и исключаются случаи задержки бригады из-за непогоды.
«Работает подвеска следующим образом: в случае необходимости проезда по бездорожью, преимущественно с низкой несущей поверхностью, средний мост опускается на поверхность дороги за счет повышения давления воздуха в пневматических подушках», — поделился Николай Курносов.
Научный коллектив разработал собственное устройство для подъема среднего моста. В него включаются пневматические подушки, амортизатор, поддерживающий рычаг, карданные валы. Для его отключения от привода к колесам в корпусе редуктора моста установлены управляемые кулачковые муфты. Неподвижная часть муфты жестко закреплена на выходном отверстии дифференциала, а подвижная часть муфты, имеющая возможность перемещаться, — на шлицах полуоси моста. Пневматическая схема работает с использованием электрического компрессора, ресивера для хранения воздуха под давлением, системы гибких шлангов.
Средний мост, по задумке пензенских ученых, — регулируемый. Для задних колес он не будет являться препятствием, так как встроен промежуточный карданный вал для передачи крутящего момента к заднему мосту.
Новшество не будет экономически накладным, так большая часть деталей будет изготавливаться по аналогии с базовой моделью. Устройство можно применять не только для карет скорой помощи, его могут взять на вооружение сотрудники МЧС и даже охотники и рыболовы.