12 января 2023 Сделано в Пензе
987

Ученые предложили новую систему, способную предотвратить возгорания подкапотного пространства автомобиля

Ученые Пензенского государственного университета (ПГУ) предложили техническое решение по пожаротушению двигателей комбайнов по запросу комбайнового завода «Ростсельмаш».

Разработка также будет интересна предприятиям, производящим различные виды техники, работающей с опасными видами транспортируемых веществ, и предприятиям, занимающимся пассажирскими перевозками. На прототив изделия получен приоритет на полезную модель.

Новая система стала продолжением запатентованного проекта ПГУ —пневмогидродинамического распылителя, который позволяет смешивать различные химические вещества с жидкостью, диспергировать и распылять полученную смесь.

Представленные на рынке системы пожаротушения автомобиля имеют ряд недостатков. Один из них — продолжительность работы систем крайне мала, что зачастую не позволяет полностью устранить возгорание. К тому же не все существующие средства автономны, для их работы требуется участие человека. К тому же, следует учесть, что пожаротушащие компоненты не всегда безопасны для элементов, находящихся в подкапотном пространстве. Это, как правило, приводит к выходу из строя некоторых элементов автомобиля.

Молодые ученые ПГУ провели анализ статистических данных по России и выяснили, что в среднем по стране в год сгорает до 100 автомобилей в отдельно взятых областях.

«Эта проблема недооценена. Статистика показывает внушительные цифры. Машины продолжают гореть — это приносит ущерб. Существующие способы тушения возгорания подкапотного пространства не эффективны», — поделился Александр Стригин.

Система пожаротушения, предложенная исследователями из ПГУ, — автономна и способна предотвращать возгорание на начальном этапе.

«Наша система срабатывает мгновенно от сигнала с датчика начала задымления, тления, возникновения пламени. Близкий аналог „Подкова 01”, к примеру, способна начать тушение только после прямого воздействия пламени на трубки, содержащие огнетушащее вещество. Это малоэффективно, потерянные минуты на разрушение оболочки автономной установки газового пожаротушения ведут к тому, что подкапотное пространство полностью охватит пламя», — рассказал Андрей Беззубов.

Распространенное средство пожаротушения — огнетушитель, который есть у каждого водителя в машине, также не всегда эффективен. На его использование требуется время, к тому же, открыв капот автомобиля, происходит активизация возгорания за счет притока воздуха.

Принцип работы системы пожаротушения подкапотного пространства основан на пневмогидродинамическом эжектировании (выброс газа) огнетушащей смеси, диспергировании, смешивании и распылении.

При возгорании сигнал с датчиков задымления и температуры подается на пирозарядную капсулу и автономный звукоизвещатель, одновременно при этом происходит обесточивание автомобиля за счет срабатывания автоматического предохранителя. Распыляющее устройство срабатывает от пирозарядной капсулы, в результате чего эжектируется охлаждающая жидкость системы автомобиля, антипирены и пенообразователь, одновременно происходит смешивание всех трех компонентов с последующем образованием огнетушащей среды и ее распылением.

В состав пожаротушащей смеси входят три составляющие: антипирен, пенообразователь, тосол.

«Основной объем жидкости берется из самой системы охлаждения автомобиля. В среднем в системе охлаждения автомобиля содержится 5–8 литров охлаждающей жидкости, чего вполне достаточно даже для ликвидации серьезных возгораний», — добавил Александр Стригин.

Три компонента закручиваются в пневмогидродинамическом распылителе и подаются на форсунки (для каждого автомобиля индивидуально прорабатывается число форсунок, в среднем 2–4 штуки).

Молодые ученые сейчас ведут работу по совершенствованию системы путем расчета соотношения компонентов пожаротушащего состава с учетом времени срабатывания пиропатрона. Прорабатываются соотношения размеров рабочих диаметров распылителя, диаметров эжектирующих патрубков, для более эффективного пожаротушения и рационального расхода огнетушащей смеси.

Исследователи из ПГУ собрали модель автомобиля со встроенной системой пожаротушения: кузов был напечатан на 3D-принтере. Также они предварительно подсчитали стоимость системы пожаротушения. Она составит ориентировочно 10 тысяч рублей.

«Исходя из результатов предварительных испытаний была подана заявка на полезную модель „Устройство для автоматического тушения пожара в моторном отсеке транспортного средства”, получен номер приоритета», — поделились представители вуза.