Ученые предложили новую систему, способную предотвратить возгорания подкапотного пространства автомобиля
Ученые Пензенского государственного университета (ПГУ) предложили техническое решение по пожаротушению двигателей комбайнов по запросу комбайнового завода «Ростсельмаш».
![](/images/uploads/9a1ec4e3be7561f4bc2aac22b0bb0a19.jpg)
Разработка также будет интересна предприятиям, производящим различные виды техники, работающей с опасными видами транспортируемых веществ, и предприятиям, занимающимся пассажирскими перевозками. На прототив изделия получен приоритет на полезную модель.
Новая система стала продолжением запатентованного проекта ПГУ —пневмогидродинамического распылителя, который позволяет смешивать различные химические вещества с жидкостью, диспергировать и распылять полученную смесь.
Представленные на рынке системы пожаротушения автомобиля имеют ряд недостатков. Один из них — продолжительность работы систем крайне мала, что зачастую не позволяет полностью устранить возгорание. К тому же не все существующие средства автономны, для их работы требуется участие человека. К тому же, следует учесть, что пожаротушащие компоненты не всегда безопасны для элементов, находящихся в подкапотном пространстве. Это, как правило, приводит к выходу из строя некоторых элементов автомобиля.
Молодые ученые ПГУ провели анализ статистических данных по России и выяснили, что в среднем по стране в год сгорает до 100 автомобилей в отдельно взятых областях.
«Эта проблема недооценена. Статистика показывает внушительные цифры. Машины продолжают гореть — это приносит ущерб. Существующие способы тушения возгорания подкапотного пространства не эффективны», — поделился Александр Стригин.
Система пожаротушения, предложенная исследователями из ПГУ, — автономна и способна предотвращать возгорание на начальном этапе.
«Наша система срабатывает мгновенно от сигнала с датчика начала задымления, тления, возникновения пламени. Близкий аналог „Подкова 01”, к примеру, способна начать тушение только после прямого воздействия пламени на трубки, содержащие огнетушащее вещество. Это малоэффективно, потерянные минуты на разрушение оболочки автономной установки газового пожаротушения ведут к тому, что подкапотное пространство полностью охватит пламя», — рассказал Андрей Беззубов.
Распространенное средство пожаротушения — огнетушитель, который есть у каждого водителя в машине, также не всегда эффективен. На его использование требуется время, к тому же, открыв капот автомобиля, происходит активизация возгорания за счет притока воздуха.
Принцип работы системы пожаротушения подкапотного пространства основан на пневмогидродинамическом эжектировании (выброс газа) огнетушащей смеси, диспергировании, смешивании и распылении.
При возгорании сигнал с датчиков задымления и температуры подается на пирозарядную капсулу и автономный звукоизвещатель, одновременно при этом происходит обесточивание автомобиля за счет срабатывания автоматического предохранителя. Распыляющее устройство срабатывает от пирозарядной капсулы, в результате чего эжектируется охлаждающая жидкость системы автомобиля, антипирены и пенообразователь, одновременно происходит смешивание всех трех компонентов с последующем образованием огнетушащей среды и ее распылением.
В состав пожаротушащей смеси входят три составляющие: антипирен, пенообразователь, тосол.
«Основной объем жидкости берется из самой системы охлаждения автомобиля. В среднем в системе охлаждения автомобиля содержится 5–8 литров охлаждающей жидкости, чего вполне достаточно даже для ликвидации серьезных возгораний», — добавил Александр Стригин.
Три компонента закручиваются в пневмогидродинамическом распылителе и подаются на форсунки (для каждого автомобиля индивидуально прорабатывается число форсунок, в среднем 2–4 штуки).
Молодые ученые сейчас ведут работу по совершенствованию системы путем расчета соотношения компонентов пожаротушащего состава с учетом времени срабатывания пиропатрона. Прорабатываются соотношения размеров рабочих диаметров распылителя, диаметров эжектирующих патрубков, для более эффективного пожаротушения и рационального расхода огнетушащей смеси.
Исследователи из ПГУ собрали модель автомобиля со встроенной системой пожаротушения: кузов был напечатан на 3D-принтере. Также они предварительно подсчитали стоимость системы пожаротушения. Она составит ориентировочно 10 тысяч рублей.
«Исходя из результатов предварительных испытаний была подана заявка на полезную модель „Устройство для автоматического тушения пожара в моторном отсеке транспортного средства”, получен номер приоритета», — поделились представители вуза.