14 ноября 2022 Сделано в Пензе
45471

VR-детектор эмоций, разработанный студентами ПГУ, поможет бороться с фобиями и страхами

Решить проблему идентификации собственных эмоций и повысить информированность насчет эмоциональных переживаний, поможет проект научного коллектива из Пензенского государственного университета «VR-приложение „VR-детектор эмоций”». Разработка получила грантовую поддержку в размере 1 млн рублей конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 2022 году.


Фото: Пресс-центр Пензенского государстенного университета.

Проект разрабатывают студенты четвертого курса: Регина Ряхимова (Институт экономики и управления), Андрей Привалов (Политехнический институт) и Елена Солдатова (Педагогический институт имени В. Г. Белинского). Каждый отвечает за определенную область проекта, потому что VR-приложение «VR-детектор эмоций» знакомит пользователей с психологией через погружение в IT-технологии.

Благодаря погружению в виртуальную среду знакомство, проживание и принятие эмоций, понимание причин их возникновения возможно без ущерба для себя и окружающих.

По задумке авторов, приложение будет доступно в двух версиях: «Развлекательная» с образовательными элементами и «PRO». Первая поможет любому пользователю лучше понимать свои эмоции и чувства, получить рекомендации по увеличению количества положительных эмоций и «экологичному» проживанию отрицательных, без индивидуальных рекомендаций и диагностики, чтобы не навредить пользователю. И даже проверить, насколько он подвержен определенным страхам и фобиям. Вторая предполагает работу психологов с клиентами и использование коммерческими компаниями. В ней упор делается на диагностику, медицинские показатели, индивидуальные рекомендации и более глубокую проработку эмоциональной составляющей. Ребята заявляют, что приложение в этой версии поможет работодателям узнать, кто из претендентов больше подходит на должность путем реакции на определенные события и объекты или ее отсутствия. К тому же, с помощью приложения в этой версии будет возможно проводить терапию эмоциональных состояний по избавлению от страхов и фобий.

Идея создать «VR-приложение „VR-детектор эмоций”» появилось у Регины Ряхимовой после посещения «Музея эмоций» в Санкт-Петербурге. Студентке показалась интересной задумка, она решила претворить ее в жизнь, но только со значимой практической пользой.

«Я уверена, наш проект поможет людям лучше понимать свой эмоциональный фон. Зачастую даже взрослые люди не всегда понимают, какие эмоции они испытывают в определенный момент. А нашему приложению это под силу. Тем более в XXI веке мы можем использовать VR-технологии, они помогут выявить фобии и страхи и провести терапию над ними», — добавила Регина.

Пользователю приложения необходимо скачать его на персональный компьютер и надеть VR-шлем, создающий возможность погружения в виртуальную реальность. Далее человеку предстоит испытать шесть эмоций: интерес, гнев, отвращение, страх, радость и удовольствие. Приложение представляет собой набор уровней, объединенных общим управлением и принципами взаимодействия с виртуальным миром, в котором каждый уровень связан с конкретной эмоцией.

«У людей наблюдается сложность с определением эмоций. В науке диагноз носит название алекситимия. Программа поможет идентифицировать им, в каких ситуациях они испытывают конкретные положительные и негативные эмоции. Каждый блок будет базироваться на разных психологических теориях, которые будут реализованы посредством разнообразных методик. Человек будет проходить один блок за другим. При этом они будут перемежаться таким образом, чтобы переход от одной эмоции к другой был естественным. Задания уровней будут содержать определенные „триггеры” эмоций, поэтому человек будет испытывать их и достаточно ярко. Потом в повседневной жизни он сможет больше понимать, а что он сейчас испытывает страх это или отвращение. Главное, что в конце он получит результаты, будет лучше знать и понимать себя», — поделился разработчик психологической составляющей проекта Елена Солдатова.

В «PRO версии», в отличии от «Развлекательной», каждый блок будет содержать специальный уровень, о котором изначально не будет сообщено пользователю. Как нам пояснила Елена, это поможет фиксировать неосознанный выбор человека, если, например, при прохождении на каком-то уровне он задержался дольше статистического времени. Каждый уровень будет базироваться на разных психологических теориях. Такое нововведение поможет работодателям лучше понимать наличие или отсутствие важных личностных качеств, навыков претендентов для определенной должности и предрасположенности к проявлению негативных реакций на внештатные ситуации.

Отметим, проект находится на начальном этапе разработки, но им уже заинтересовалась одна компания — сеть федеральных фотостудий «Fashion Box». Фотостудии работают в 15 городах-миллионниках России. Руководство заинтересовано в ноу-хау, так как приложение позволит грамотнее подходить к подбору сотрудников и поможет разряжать эмоциональный фон каждого. Все это будет способствовать увеличению работоспособности и дальнейшему процветанию компании.

Андрей Привалов, отвечающий за разработку программного обеспечения проекта и внедрения VR-технологий, поделился планами:

«VR-технологии давно вошли в нашу жизнь. Мы будем их широко использовать в нашем проекте. В будущем мы добавим к версии „PRO” дополнительное оборудование для проведения инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности».

В начале нового года ребята начнут работу в рамках выполнения гранта. Планируется привлечь для оценки и разработки программы специалистов разных направлений, расширить функционал оборудования.

По словам студентов, система приложения заложена так, что модули в будущем будут расширяться и могут дополнительно разрабатываться на заказ для отдельных компаний в сферах медицины, экономики, правоохранительных органов, HR, IT, туризма и развлечений.

«Вариативность будет расширяться — это большой потенциал для дальнейшего развития. Можно сказать, что приложение может совершенствоваться бесконечно», — добавил Андрей.

Студенты Пензенского госуниверситета — выпускники. Темы выпускных квалификационных работ они используют для запуска своего стартапа, который в скором времени будет коммерциализирован. Елена Солдатова — будущий психолог в рамках работы над ВКР протестирует приложение. Тема ВКР Елены — «Формирование психоэмоциональной устойчивости у студентов на базе использования VR-технологий». Работа над этой темой поможет протестировать эффективность работы приложения, например, возможности его применения в терапии фобий и тревожных расстройств.

Регина Ряхимова — будущий специалист по туризму, планирует использовать проект в действующих «Музеях эмоций» и других музеях развлекательно-образовательного характера. По ее словам, внедрение приложения в их работу сможет увеличить число посетителей музея, тем самым увеличится туристическая привлекательность города и региона в целом.

Андрей Привалов — разработчик Unity 3D также связывает ВКР напрямую со стартапом. Его работа максимально понятна и крайне важна — разработать VR-приложение и объекты согласно написанному сценарию.

Работа в рамках гранта еще впереди, но студентам уже удалось протестировать приложение благодаря Студенческому научно-производственному бизнес-инкубатору Научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Пензенского государственного университета и кафедре «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания». Помогают разрабатывать проект, консультируют по возникающим вопросам директор бизнес-инкубатора Алан Алимурадов, доктор экономических наук, доцент и заведующая кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Лейла Гамидуллаева и кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» Людмила Есина. В будущем студенты планируют продолжать работу на базе ПГУ и запустить здесь пилотное приложение.