Женщины в науке: как руководить мужским коллективом и управлять агротехникой, знает доцент из ПГУ Александра Генералова
Доцент кафедры «Транспортные машины» Пензенского государственного университета Александра Генералова стала лауреатом премии «Женщины в агробизнесе», завоевав диплом второй степени в номинации «Лидер в инновациях».
На конкурс Александра Генералова из Пензенского государственного университета представила проект «Системы навигации, позиционирования и управления наземными беспилотными объектами сельскохозяйственного назначения».
Разработка поможет сократить затраты на обработку поля благодаря автономной навигационной системе с функцией параллельного вождения, которая позволяет повысить точность ведения транспортного средства и сокращает затраты на проведение полевых работ (опрыскивание, культивация, внесение удобрений, известкование, уборка зеленых кормов и так далее) и наиболее эффективна в условиях применения с широкозахватной техникой.
«Система измеряет текущие координаты сельхозмашины и отображает отклонения от заданного маршрута на табло в кабине, в следствии обрабатывания координат и данных с датчиков формируется оптимальное управление и реализуется через электродвигатель подруливающего устройства, что позволяет агрегату удерживаться на заданном маршруте», — поясняет задумку Александра Александровна.
Внедрение этой системы позволит повысить производительность орудий, работать в ночное время суток, что особенно важно в разгар полевых работ. Разрабатываемая система параллельного вождения, снижает утомляемость водителя и увеличивает безопасность при проведении сельскохозяйственных работ. Новшество принесет также материальную выгоду, поскольку при вождении минимизируются пропуски и перекрытия между проходами агрегата, что в свою очередь снижает расход семян, удобрений, пестицидов и топлива. Таким образом, снижается общая себестоимость продукции.
На данный момент проводятся полигонные испытания лабораторных образцов разрабатываемых продуктов.
Александра Генералова признается, что любовь к науке зародилась у нее ещё в школе. «В 10-м классе я точно знала, что поступлю в аспирантуру. Я жила в Краснодаре, и меня уже тогда все звали доцентом из Пензы. Для большинства это был какой-то абстрактный город, но в итоге так всё и вышло. Мне повезло учиться в ПГУ. Преподаватели значительно на меня повлияли. Например, предметы, связанные с теорией упругости, пластичности материалов, преподавал Александр Николаевич Литвинов. Это были очень сложные дисциплины, особенно для инженеров, но он рассказывал настолько понятно, доходчиво, что мы успешно освоили этот курс. Его лекции я до сих пор храню. Он для меня один из образцов преподавателя. Юрий Алексеевич Дьячков, бывший заведующий кафедрой, особый человек в моей научной жизни. Я не могу назвать себя его ученицей в полном смысле этого слова, но он был для меня ориентиром. Те вещи, которые он делал, настолько простые и гениальные, что всегда вызывали у меня восхищение. Я смотрела на него и думала: «Я хочу быть как вы». Дмитрий Бычков, мой студент, тоже говорит, что хочет «кодить», как Дьячков. Моим научным руководителем был Игорь Иосифович Артёмов. К нему я попала не сразу. Так случилось, что моего первого руководителя не стало, и долгое время я была «брошенным» аспирантом, никто не хотел меня брать, тема у меня была очень сложная. А он согласился, протянул руку и помог стать кандидатом наук, за что я ему, конечно, бесконечно благодарна», — говорит ученый.
В коллективе Александры — только мужчины. «С мужчинами-разработчиками выстраивать отношения достаточно легко. Хотя иногда возникают ситуации, когда я понимаю, что моих знаний не хватает, но потом выясняется, что я знаю какие-то вещи, которых не знают они. С инженерами сложнее. Мне кажется, они до сих пор не воспринимают меня всерьез. Но я не хочу им ничего доказывать, я просто делаю то, что у меня хорошо получается, мои ученики продолжают мои разработки. Справляться с напряжением мне, конечно, помогает моя семья. У меня понимающий муж, который входит в команду моего научного проекта, двое маленьких детей, которых я очень люблю. Совмещать науку, разработки, преподавание, семейную жизнь сложно, но если любить то, что делаешь, все становится гораздо легче. Если выдается свободный час, я рисую. У меня собралась уже приличная коллекция моих работ. Рисование помогает переключиться, подумать о чем-то своем, успокоиться, если день получился сумасшедшим».