22 марта 2023 Важно
5409

В Пензе ежегодно растёт спрос на технические кадры

Пензенское высокотехнологичное предприятие по производству металлообрабатывающего оборудования взяло на себя обязательство участвовать в подготовке будущих специалистов.

Если нет «технарей», нет и промышленности. В этом уверен доктор технических наук, профессор Александр Зверовщиков, который возглавляет кафедру «Технологии и оборудование машиностроения» Пензенского государственного университета. В беседе с «ПензаСМИ» ученый рассказал, как ведётся подготовка высококлассных инженеров, какие разработки студентов направлены на импортозамещение и почему сейчас вновь стали престижными технические специальности.

Из аудитории – сразу в цех

Важное правило при подготовке технических специалистов – давать студентам набить руку на практике, начиная с первого курса. В машиностроении учащемуся нужно не только написать программу или начертить деталь на бумаге, но и проверить всё это на деле – в цехах.

Еще в сентябре 2020 года в ПГУ была создана базовая кафедра «Металлорежущие станки» на площадях компании «СтанкоМашСтрой», на основе кадрового состава кафедры «Технологии и оборудование машиностроения». Обучение направлено на практическую подготовку молодых людей с использованием технических и технологических возможностей предприятия.

«Мы организовали обучение, например, по программированию на станках с ЧПУ таким образом: проработку теории и написание программ студенты осуществляют на территории ПГУ, а на оборудовании современного высокотехнологичного завода они получают практический опыт. Это даёт нам достаточно прочную подготовку. Именно в цехах ребята получают навыки, которые невозможно получить теоретически», – объяснил Александр Зверовщиков.

По его словам, сейчас студенты четвёртого курса бакалавриата учатся программировать станки с ЧПУ, чтобы получить конкретную «деталь в железе». Она должна соответствовать чертежу и попадать в допуски. Ведь главное в технологии машиностроения – это точность. За их работой наблюдает преподаватель и сотрудники предприятия.

Помимо программирования и 3D-проектирования, молодежь отрабатывает и другие навыки. Они изучают, как собрать в единую технологию заготовку, инструмент, станок, как организовать производство и получить в металле изделие, которое они изначально спроектировали.

«У обучения на предприятии есть большие плюсы: мы с преподавателем можем пройти в цех, где он наглядно показывает тот или иной узел. Сначала ты чертишь в институте на компьютере – получается одно, а в цеху ты видишь, как это выглядит в реальности. Это более информативно, таким образом получаешь больше опыта», – поделился мнением Никита Мальков, студент четвёртого курса факультета «Промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта» ПГУ.

Другой мерой поддержки стала программа целевого обучения, стартовавшая в этом году. Абитуриенты не только претендуют на дополнительную стипендию, но им даже помогают оплатить обучение.

«Программа целевого обучения, которую предлагает «СтанкоМашСтрой», в Пензе не имеет аналогов по своему качеству и уровню. На первом курсе со студентом заключается договор, согласно которому он готовится как будущий сотрудник данного предприятия. Если студент учится на «хорошо» и «отлично», он, дополнительно к стипендии, получает 12 тысяч рублей. В случае, если он учится платно и сдаёт сессию без задолженностей, компания оплачивает ему сумму, равную годовому договорному обучению. Но, самое важное, что целевое обучение даёт перспективы трудоустройства на одном из самых прогрессивных предприятий Пензенской области», – рассказал Александр Зверовщиков.

«Технарь» всегда найдёт работу

Не только целевое обучение даёт гарантию трудоустройства. Все выпускники кафедры «Технологии и оборудование машиностроения» быстро находят работу. Александр Зверовщиков объясняет это дефицитом высококвалифицированных специалистов на рынке труда.

«Потребность в специалистах безумная. Наши ребята работают с третьего курса, магистранты все устроены по специальности.

Во-первых, контрольные цифры приёма в ПГУ небольшие – примерно по 15 бюджетных мест на каждое машиностроительное направление в год. Для нашего региона это ничтожно мало. Руководители многих предприятий приходят к нам на кафедру и возмущаются. Но, к сожалению, формирование контрольных цифр приёма – задача запутанная и сложная.

Во-вторых, школьники, несмотря на все усилия, которые мы вкладываем в профориентацию, очень слабо ориентированы на поступление на технические специальности. Это системная проблема, она связана с рекламой в СМИ и формированием общественного мнения.

Её усугубляет то, что в школах не заинтересованы, чтобы выпускники сдавали ЕГЭ по техническим предметам, поскольку это снижает для школы показатели: баллы ЕГЭ по физике всегда ниже, чем по обществознанию. Поэтому в школах идёт массированная обработка, иногда силовая, чтобы ученики сдавали гуманитарные предметы. И никого не интересует, что будет по жизни с этим человеком, куда он пойдёт и какую пользу стране он принесёт. По моему мнению, наибольшую пользу стране приносят технические специалисты. Если у нас нет «технарей», у нас нет промышленности, нет производства», - пояснил собеседник «ПензаСМИ».

Ещё одной причиной, по которой абитуриент может отказаться от рабочей или инженерной специальности – укоренившееся в обществе мнение о низких зарплатах. Но сколько на самом деле получает молодой специалист в сфере машиностроения?

«Доход может быть разнообразным. Есть студенты, которые после окончания четвёртого курса ушли на 60-70 тысяч в месяц, а есть люди, которые не стоят 25 тысяч рублей. Всегда есть те, кто пришёл только ради диплома. Они идут по линии наименьшего сопротивления: лишь бы сдать. Такие и получают гораздо меньше. На государственных предприятиях зарплаты предлагают ниже, чем на частных. Но системное большое предприятие – это отличный трамплин для взлёта, для обкатки, для понимания системного подхода к производству. Поэтому многие молодые специалисты сначала устраиваются на государственные предприятия, набираются опыта, а потом идут дальше», – объяснил Александр Зверовщиков.

Он добавил, что многие выпускники работают на фрилансе: пишут программы, делают 3D-конструкции. Некоторые начинают подрабатывать во время учёбы в вузе.

«Наши ребята востребованы везде, где есть изготовление, обслуживание, проектирование, эксплуатация техники. Это конструктора-машиностроители, технологи-машиностроители, сервисные инженеры, менеджеры производства, инженеры по обслуживанию лабораторий, сотрудники контрольных органов», – подчеркнул ученый.

Почти все студенты в машиностроении – парни. Но иногда среди них встречаются девушки. Студентка четвёртого курса кафедры «Технологии и оборудование машиностроения» факультета «Промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта» ПГУ Екатерина Донченко изначально не планировала поступать на техническую специальность, но теперь точно знает, что будет инженером.

«Поступить на инженера-конструктора было, если честно, спонтанным решением. Через знакомых я узнала про эту специальность и поняла, что она будет востребованной в ближайшие годы. Сейчас я хочу остаться в профессии, окончить магистратуру. Трудиться в цех я вряд ли пойду, но с удовольствием буду писать управляющие программы, оформлять чертежи. Я единственная девушка в группе. В мужском коллективе поначалу было сложно, а сейчас мы все подружились. Одногруппники меня любят, только скрывают это», – с улыбкой рассказывает Екатерина.

Студенческие разработки – двигатель импортозамещения

Многие учащиеся с головой уходят в научную работу уже с первого курса. Это нелёгкий труд, который щедро вознаграждается стипендиями и грантами. Сейчас поддержка студенческих разработок актуальна как никогда: их изобретения позволяют заместить зарубежную продукцию.

Наш собеседник поделился тремя новейшими разработками студентов кафедры «Технологии и оборудование машиностроения», которые удешевят или ускорят процесс производства в станкостроении. Среди них – система виброакустической диагностики, электромагнитный привод для токарных станков с ЧПУ и технология получения мелкодисперсных порошков из тугоплавких материалов. Расскажем о них подробнее.

Два студента второго и третьего курса в данный момент работают над системой виброакустической диагностики – более дешёвым аналогом продукта, которую производит итальянская компания «Marposs». Данная система позволяет по спектру шумов, который издаёт узел, определить его состояние и работоспособность. Стоимость полученного изделия будет в пределах 80 тысяч рублей.

«Студенты уже научились снимать сигнал и фильтровать его по различным частотам. Им осталось получить эталонные значения для различных узлов и научиться сравнивать его с полученным результатом», – добавил Александр Зверовщиков.

Ещё одну прорывную разработку – электромагнитный привод для токарных станков с ЧПУ, который облегчит массовое производство мелких деталей, – представил Илья Черепенников. Илья работал над приводом все четыре года обучения на бакалавриате, и впоследствии разработка стала его дипломным проектом.

«Смысл привода очень прост: вместо того, чтобы устанавливать деталь в патрон станка при помощи робота, мы можем вбрасывать его электромагнитным полем и затем фиксировать. Этот принцип – так называемый «принцип соленоида» – известен давно. Но надо было довести его до ума: рассчитать динамику движения, рассчитать траектории, определить скорости. Образец у нас уже есть, сейчас нужно решить вопрос внедрения», – объяснил Александр Евгеньевич.

И, наконец, третья разработка – получение мелкодисперсных порошков из тугоплавких материалов – поможет производить металлорежущие инструменты (свёрла, резцы, фрезы) из твёрдого сплава. Пока заготовки для отечественных твердосплавных инструментов закупают за рубежом. Но одно российское предприятие сейчас на пути к тому, чтобы создать полный производственный цикл, обеспечивающий высокое качество инструмента.

Теория, практика и научные разработки – три кита, на которых стоит современное обучение высококлассных инженеров-машиностроителей и, следовательно, вся отрасль. Без профессионалов нельзя представить ни одно процветающее производство, поэтому так важно создать условия для благоприятной учёбы. Кафедра «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ – тому пример.

Положительно оценил накопленный опыт станкостроителей по подготовке кадров и систему наставничества губернатор Пензенской области Олег Мельниченко в ходе визита на предприятие «СтанкоМашСтрой» 22 марта 2023 года. По его словам, грамотные специалисты всегда играют ключевое значение.

«Нет кадров – нет и работы производства, – подчеркнул глава региона. – Оборудование – это очень здорово, но если нет хорошо подготовленного человека, который встанет за станки, они автоматически превращаются в металлолом. Поэтому нет важнее задачи, чем подготовить квалифицированных рабочих и инженеров».

В своем телеграм-канале Олег Мельниченко написал, что это актуально в период увеличения мощностей производства. В этой связи будет проработан вопрос с региональными министрами образования и экономического развития и промышленности о пересмотре объемов набора на специальности, связанные с деятельностью промышленных предприятий.

Читайте также – Олег Мельниченко отметил стратегическую важность развития станкостроения