29 июня 2021 Важно
7178

Когда дверь в «красную зону» закрывается

В последние недели планету захлестнула новая мутация коронавируса – индийский штамм. Более контагиозный вариант SARS-CoV-2 отнял уже немало человеческих жизней, как в России, так и во всем мире. С недавних пор новый штамм выявили и в Пензе.


Фото: ПензаСМИ.

На пороге «красной зоны»

Чтобы попасть в реанимацию ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи", где находятся тяжелобольные коронавирусом, нужно пройти через «зеленую зону». В ней находятся все необходимые доспехи – респираторы, комбинезоны, тканевые бахилы, медицинские перчатки, лицевые щитки и очки.

- А журналист-то ваш в живых останется, – шутя спрашивает проходящий мимо медработник.

Надеюсь, останется. С первых секунд в полном обмундировании чувствуется тяжелый, спертый воздух, дышится очень трудно. Смены в этом защитном комплекте длятся по 4 часа, но первые капли пота начинают проступать еще до входа в «красную зону».

О главном к этому лету

За час до экскурсии по реанимации главный врач ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" Сергей Борисович Рыбалкин подробно ответил на самые волнующие вопросы текущего лета. Как противостоять постоянно мутирующему вирусу? Какой толк от масок, если люди, носящие их, все равно заражаются? Что на самом деле происходит в красной зоне пензенского КИМа?

Обстановка в КИМе

- Число заболевших у нас постоянно меняется. На сегодняшний день (прим. ред. 23.06.2021) поступило и находятся на лечении 456 человек. Реанимация полностью заполнена, все 40 коек. Мы будем открывать на 20 коек дополнительно реанимацию, потому что мы уже не успеваем оказывать те мероприятия, которые необходимы, – рассказал Сергей Борисович.

Мутировавший вирус распространяется намного быстрее, чем его предшественники. Кроме того, он имеет новые симптомы. У людей с индийским штаммом могут возникать нарушения слуха, тяжелые расстройства желудка, а также тромбы, провоцирующие гангрену.

- Никто не хочет носить маски. Людей не пугает, что это другой штамм, что это более вирулентный, более контагиозный, с более худшими последствиями, штамм, который плохо поддается воздействию антител организма, - констатирует Сергей Рыбалкин.

Как на самом деле защищает маска

По словам главврача, весь эффект маски состоит в том, что на ее поверхности присутствует статическое электричество. Вирус выходит из организма человека в виде физиологической жидкости в микропузырьках слизи, и вот это оседает на маске за счет этого статического электричества. Конечно, вирус, если он просто вирус, проникает, потому что он намного меньше тех пор, которые в маске, но свойства маски – притягивать.

Нужно ли вакцинироваться

- Вакцина не предохраняет от заражения, она предохраняет от развития тяжелых осложнений. Люди говорят «зачем на прививаться, все равно люди болеют после прививки», да болеют, и после гриппозной прививки болеют гриппом, но как, это уже другой вопрос. Одно дело за 3-4 дня выздороветь от гриппа, а другое дело лечится 2 недели да еще потом и осложнения получить, которые потом придется исправлять всю жизнь, - предостерегает Сергей Рыбалкин.

- Это уже доказано столетиями. Если иммунитет отвечает на вакцину, то это значит, что инфекция является управляемой. Есть инфекции не управляемые, например ВИЧ инфекция или сифилис, к которым нет вакцины, - приводит факты главный врач.

Недоверие к вакцинации возникало на разных этапах истории. К примеру, в конце 19 века изобретателя первых вариантов вакцины от холеры и чумы Владимира Хавкина, прибывшего в Индию, где на тот момент бушевала эпидемия холеры, местные жители закидали камнями. Лишь после того, как он достал шприц и при всех сделал себе укол, некоторые на вакцинацию все же согласились. Кстати сказать, прививки Хавкина оказались действенными и спасли мир сразу от двух серьезных угроз.

В 21 веке принимать на веру то, от чего зависит собственная жизнь как минимум нецелесообразно. Людям не нужны игры в «верю - не верю», им нужны лишь проверенные временем факты, и такие факты уже имеются.

Авторитетный медицинский журнал «The Lancet» 2 февраля опубликовал результаты третьей фазы клинического исследования антиковидной вакцины «Спутник V». Промежуточный анализ данных фазы показал, что вакцица обеспечивает эффективность против коронавируса в 91,6%.

Когда дверь в «красную зону» закрывается

По завершении всех необходимых приготовлений можно, наконец, попасть внутрь. Перед входом в «красную зону» находится предбанник - маленькая комната, отделяющая реанимацию от «зеленой зоны». В ней медработники после смены снимают защитный костюм, моют руки и проходят полную обработку спиртосодержащим раствором.

Сама реанимация выглядит как коридор, по бокам которого располагаются боксы с тяжело больными.

- Не снимайте, пожалуйста, с этого ракурса. Там труп лежит, – громко говорит мне заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии.

В «амуниции» разговаривать тихо никак не выходит - маска и туго натянутый капюшон блокируют не только зараженный воздух, но и какие-либо издаваемые звуки.

Кроме возрастных пациентов в красной зоне находятся еще совсем молодые люди, которые, казалось бы, ну никак не должны там быть, их жизнь может оборваться в любую минуту. В одном помещении лежат пожилые люди и новорожденный ребенок с положительным мазком на коронавирус. Шум аппаратуры и ламп в коридоре в полном молчании окружающего пространства отвечает на все вопросы красноречивее любого эксперта.

Экзистенциальный выбор и его последствия

- У Познера есть интересный вопрос. Вот есть свободный человек и есть раб, у кого из них больше ответственности? - спрашивает меня главврач.

- Думаю, что у свободного человека, – отвечаю я.

- Верно, ответственности намного больше. Рабу сказали сделать – он сделал. У него нет свободы. А наш человек в этом плане свободный, у него должна быть ответственность за то, что он может заболеть сам и заразить родственников, знакомых, друзей, - делает вывод Сергей Рыбалкин.

На днях из-за осложнившейся ситуации областное правительство решило ввести новый ряд ограничений, от которых люди уже успели устать. Все мы устали от изоляции, ношения масок, словом, от всей этой оторопи, принимаемой на государственном уровне. Но сейчас это необходимо, как никогда раньше, ведь страна несет лишь потери в виде заполненных реанимаций, зашкаливающего количества умерших и быстро ухудшающейся ситуации по заболеваемости.

Когда отступит постоянно мутирующая инфекция спрогнозировать достаточно трудно, но одно можно сказать уже наверняка, противостоять по-прежнему невидимому, но уже ощутимому врагу, набирающему свою мощь, может лишь свободный человек, понимающий и принимающий свою ответственность.