В северном алтаре Спасского кафедрального собора Пензы завершена роспись
О том как проходили работы, рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, 30 апреля.
Фото: архив ПензаСМИ.
В северном алтаре Спасского кафедрального собора Пензы завершена роспись. Подготовка к работам была начата в октябре прошлого года, в апреле завершена роспись алтаря, освященном в честь святителя Иннокентия Пензенского. О том как проходили работы, рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, 30 апреля.
«Два года назад, когда патриарх был в Пензе, он сделал наказ: обязательно расписать собор. Он сам предложил храм, который мы должны посмотреть и обратить внимание на то, как он расписан. В октябре прошлого года патриарх сам утвердил эскизный вариант росписи нового собора. Несколько дней назад были сняты леса, и мы видим результат проделанной работы. В дальнейшем мы начнём расписывать центр храма. Он будет находится в лесах примерно год, до следующей Пасхи», – рассказал митрополит.
По его словам, проект росписи собора рассчитан на два с половиной года. То есть по планам, к лету 2026 года роспись будет полностью закончена. В росписи центральной части собора будет одновременно задействовано порядка 20 иконописцев.
«Для меня было важно, чтобы после росписи, своды собора не делали его визуально ниже, не давили. Как вы видите, этого не случилось. Собор такой же воздушный, такой же светлый, высокий, как и был», – добавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Работы по росписи храма выполняет творческая мастерская Дмитрия Трофимова «Царьград». Ранее художники мастерской разработали лепнину и полы, хорос и все светильники собора.
Дмитрий Трофимов рассказал, как выглядит расписанный алтарь: на нефе алтаря изображен Крест Господень с предстоящими ангелами. На южной стене написан образ святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. Стены украшены венецианской штукатуркой и орнаментами.
Что важно, при создании эскизов, были учтены описания интерьера собора из воспоминаний очевидцев, а также использованы сохранившиеся в Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого эскизы с изображением четырех евангелистов, располагавшихся под центральным куполом исторического собора. Эти и другие росписи на основе сюжетов библейской истории, которыми был украшен храм, были выполнены известными художниками середины XIX века — Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями.
Добавим, что в числе работ Дмитрия Трофимова и его мастерской – росписи в Храме Христа Спасителя, в Дивеево, в Тульском кремле, а также в Троице-Скановом монастыре под Наровчатом. Спасский собор в этом ряду – один из самых масштабных проектов.
«Наша мастерская начала работу в Пензенском кафедральном соборе еще в 2017 году. Поэтому для нас собор стал родным. Мы плавно двигались в сторону росписи. Это очень интересная и творческая задача. Собор уникальный, он огромный, очень интересный. Мы понимали, что та стилистика, которая должна быть в этом соборе, неразрывно связана с серединой XIX века и с великим русским живописцем Иваном Кузьмичем Макаровым. Его работы были неким камертоном, от которого мы отталкивались. Еще одной отправной точкой стал интерьер Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Он очень аскетичный, сдержанный в тонах. Как видите, северный алтарь расписан в теплых, красивых тонах. В этой же гамме будет расписан весь остальной собор. Если вы внимательно посмотрите через иконостас, то видно, что все плоскости стен выполнены имитацией мрамора. Это в России достаточно широко применяемая техника 18-19 веков», – рассказал Дмитрий Трофимов.
Напомним, что прежний Спасский собор, взорванный в 1934 году, был расписан академиком живописи Иваном Кузьмичом Макаровым, его отцом и братьями. Увы, от той росписи сохранились лишь несколько эскизов и словесные описания, хотя современники считали ее едва ли не главной художественной достопримечательностью Пензы.