Обманутый дольщик «Пензастроя»: Очень тяжело ждать, но я за конструктив

Страшный пожар в Кемерово, когда погибло более 60 человек, в основном дети, отодвинул на второй план житейские проблемы не только пензенцев, но и всех россиян. Но они, тем не менее, остались и, как ни крути, требуют решения. Мы возвращаемся к проблеме обманутых дольщиков компании «Пензастрой». Об этом много писали различные СМИ, в том числе и наше. Рассуждали, констатировали факты, искали пути выхода из сложной ситуации, заложниками которой стали простые горожане, зачастую не имеющие больших доходов, чтобы разбрасываться миллионами.


Фото: ПензаСМИ.

Мы решили персонифицировать проблему и спросили у конкретного дольщика ЖК «Тернопольский» – Сергея Куприянова, о его видении проблемы, предпринимаемых шагах, о помощи со стороны органов власти и в целом развитии ситуации.

- Для начала мне бы хотелось пояснить, кто же они – обманутые дольщики компании «Пензастроя». Просто в ряде СМИ пишут, что это люди, скупающие квартиры этажами. На самом деле это не так. К примеру, большинство дольщиков нашего ЖК «Тернопольский» покупали квартиру в ипотеку. Именно по договору долевого участия банки выдавали ипотечные кредиты по сниженной процентной ставке. Это было весьма заманчивое предложение, повлекшее большой спрос на квартиры. К тому же многие использовали при покупке квартиры средства материнского капитала, что добавило к рядам обманутых дольщиков еще и детей. По факту произошло нецелевое использование компанией-застройщиком не только личных средств граждан, но и средств, выделенных по государственной программе. Дополнительным обстоятельством, почему покупали жилье именно у этого застройщика, являлось то, что люди считали его добросовестным, сильным, ему доверяли.

- Когда вы купили квартиру у «Пензастроя» и какова ситуация была в то время?

- В 2016 году. На тот момент уже шло активное строительство, я чуть ли не каждый день мониторил ситуацию – работа шла в два крана, доделывались первые подъезды. Наш дом в ЖК «Тернопольский» представляет собой здание из шести подъездов разной этажности –14, 12, 10, 10, 12, 14. Стройка велась интенсивно, ничто не предвещало беды. Правда, уже тогда была информация, что «Пензастрой» ждет дело о банкротстве. Но я по опыту знаю, что у многих крупных компаний бывают такие судебные издержки, которые зачастую заканчиваются ничем. Даже когда оно было заведено, мы искренне верили, что никто больше не заявит своих требований и все разрешится мирным путем. На деле вышло иначе. Требования предъявил «Инвестторгбанк», который сам на тот момент находится на санации и практически банкротом. Осенью 2017 года был назначен арбитражный управляющий - г-н Арбатский из Москвы. Четыре месяца он фактически ничем не занимался, а с ноября приостановил все работы на всех объектах «Пензастроя».

Первоначально наш дом должны были сдать в третьем квартале 2017-го, потом нас официально уведомили о том, что все переносится на третий квартал 2018 года, то есть еще на год. Сегодня есть твердая уверенность, что и эти сроки не будут соблюдены. Большинство дольщиков не юристы, как и я. Никто из них никогда не сталкивался с банкротством и не знает, как проходят такие процедуры. Нас никто ни о чем не уведомил, и когда все это началось, что делать, мы не знали. Позже выяснилось, что в газете «Коммерсант» публикуется реестр компаний, в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Дата публикации этого списка считается отправной точкой, когда дольщики могут обращаться в Арбитражный суд с требованием внести их в реестр кредиторов. Но большинство из нас об этом узнали слишком поздно и не попали в первую очередь требования квартир и, следовательно, не будут иметь право голоса на первом собрании кредиторов, запланированном на апрель 2018 года.

- Как обстоят дела на сегодня? Как развиваются события, кто вам оказывает помощь и содействие, какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?

- По инициативе всех дольщиков мы сменили арбитражного управляющего, и сейчас работа по нашим домам идет более интенсивно. Активно взаимодействуем с правительством области в лице его председателя Николая Симонова. Я вообще за конструктив, а не за бессмысленные разговоры. Только совместными усилиями мы сможет решить проблему. Каждую неделю проводятся совместные совещания. Правительство пообещало сделать оценку того, насколько наш дом разрушился, в каком состоянии конструкции и сколько потребуется денег на достройку. К тому же ведутся активные переговоры и с потенциальными застройщиками. В настоящее время это две строительные компании - «Рисан» и «Ревьера». Правительство предложило им мотивацию для достройки нашего дома в виде предоставления на льготных условиях земельных участков. Но, как показывает практика, этого недостаточно. Согласно сведениям, предоставленным из «Пензастроя», на завершение строительства нашего строения необходимо примерно 260 миллионов рублей.

Есть еще одна существенная проблема - во всяком случае, она касается нашего ЖК «Тернопольский». Мы встречаемся, обсуждаем, а протокола совещания с мероприятиями по нашему дому, который должен быть опубликован на сайте Госжилстройтехинспекции, нет. Ходили слухи, что МУП «Пензгорстройзаказчик» изъявил желание достроить наш дом. Якобы им предложили хорошие участки в восьмом микрорайоне Арбеково. Как выяснилось позже, на данных земельных участках отсутствуют какие-либо коммуникации и только при их наличии потенциальному застройщику стали бы интересны эти объекты. Однако это только слухи, до дела так ничего и не дошло.

На сегодняшний день у нашего дома в ЖК «Тернопольский» готова кирпичная коробка у четырех подъездов. У двух оставшихся подъездов не достроено по три-четыре этажа. Во всем доме нет кровли, ливневок, остекления, хотя во многих квартирах уже проведена электропроводка, оштукатурены стены.

- Компания «Термодом» предлагает взаимен приобретенных дольщиками квартир в ЖК «Райки», что на улице Пушкина, жилье в Спутнике. Вы бы приняли подобное предложение от застройщика, который согласится достроить ваш дом?

- На мой взгляд, оно не совсем корректное. Во-первых, в «Райках» цена квадратного метра гораздо выше, чем в Спутнике. Во-вторых, люди же не просто так покупали квартиры именно в этом районе. К примеру, я ходил в школу, которая напротив моего недостроенного дома, рос там, потому-то и хочу там жить. Давайте не будем исключать и тот факт, что до сих пор не отработан механизм перехода к другому застройщику. Как это будет выглядеть? Либо переход состоится в процедуре внешнего управления, либо созданием ЖСК. Но здесь стоит учесть, что те, у кого ипотека, могут вступить в ЖСК только после погашения кредита. К тому же при создании ЖСК мы из дольщиков становимся пайщиками, и наш дом уже не будет являться проблемным объектом: достраивать его придется самим и за свой счет. Организовать ЖСК можно только при условии, что будет составлено трехстороннее соглашение между дольщиками, застройщиком и правительством, в котором будет четко прописана помощь со стороны органов власти, гарантии и сроки завершения строительства. В любом случае главное - это решить юридические вопросы и как можно быстрее вернуться к строительству наших домов.

- Сколько вы готовы ждать и готовы ли вложить дополнительные средства?

- У нас есть письмо из прокуратуры, в котором говорится, что из 684 миллионов рублей, которые поступили на расчетный счет компании «Пензастрой» от дольщиков ЖК «Тернопольский», непосредственно на строительство пошло чуть более 300 миллионов рублей. Остальные, видимо, осели в чьих-то карманах.

Что же касается дополнительных вложений, то большинство дольщиков и так в долгах. Для них это будет проблематично. Но если предложат, к примеру, тысячу рублей за квадратный метр, как дольщикам ЖК «Райки», это еще более-менее. Даже если квартира трехкомнатная, сумма составит не более ста тысяч рублей, и это еще допустимо. Но ходили слухи о доплатах в полмиллиона рублей – а это уже нереально в текущей ситуации.

И ждать тяжело. Нас не устраивает, озвученный ранее правительством, 2020 год по простой причине: у дома нет кровли, ливнёвок, еще одну зиму он просто не выдержит. Начнутся разрушения, понадобится еще больше денежных средств для завершения строительства нашего строения. К тому же, многие дольщики до сих пор живут на съемных квартирах и им непосильно еще 2 года оплачивать не только ипотечный долг, но и арендную плату за жилье.

Мы считаем, в первой половине 2018 года нужно завершить все юридические и финансовые вопросы по переходу к другому застройщику, чтобы во второй половине года, когда еще тепло, возобновить стройку. Тогда в 2019 году мы наконец-то сможем въехать в свои долгожданные квартиры.