Психолог Елена Голоюс: «Когда ребенка травят в школе, нельзя быть ни на чьей стороне»
Трагедия в Брянске, где школьница расстреляла одноклассников, – повод обратить внимание на проблемы буллинга среди подростков.
Фото: penzasmi.ru, из архива Елены Голоюс.
ЧП, которое произошло в Брянске, где девочка-подросток 7 декабря принесла в школу оружие и во время урока начала стрелять по одноклассникам, затем покончила с собой, повергло в шок жителей страны. Одной из возможных причин случившегося называют травлю девочки со стороны сверстников.
О том, чем опасен буллинг [травля, агрессивное преследование одного человека или группы людей другими], как его выявить и не допустить трагедии, РИА «ПензаСМИ» рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Пензенского госуниверситета Елена Голоюс.
– Когда ребенок идет на такие крайние меры, это значит, что его уже довели. Это правда. Здесь нельзя быть не на чьей стороне, нельзя сказать, подросток прав или не прав.
Здесь, скорее, можно только сопереживать тем семьям, которые оказались в той страшной ситуации, ведь есть и погибшие, и раненые. Девочка, которая принесла в школу оружие, в этой ситуации тоже является жертвой.
Ребенок не одномоментно берет ружье и идет стрелять. Если он это делает, то уже считает такой способ единственной возможностью защититься, но и одновременно напасть. В результате морального и психологического давления у жертвы что-то перещелкивает внутри, и она становится агрессором.
– Как проявляется травля среди подростков? Как ее вовремя выявить и принять меры?
– Буллинг – это длительное психологическое или физическое насилие индивидуума или группы в отношении ребенка. Это такая форма обращения, когда тот человек, который буллит, получает удовольствие от того, что причиняет другому боль.
Как определить, буллингом это является или нет? Во-первых, присутствует агрессивное или негативное поведение. Во-вторых, оно осуществляется регулярно. В-третьих, происходит в отношении детей, которые обладают неодинаковой властью, неодинаковыми правами. И то, что это поведение является умышленным.
Здесь никогда не бывает, что об этом никто не знал. Всегда в этих отношениях есть не только жертва и преследователь, но и наблюдатели. То есть те дети, которые знают о том, что над одним или двумя сверстниками происходит издевательство, но они являются «молчаливыми слушателями». И на самом деле на них тоже лежит ответственность за то, что происходит.
Они зачастую и вину могут испытывать, и ощущение собственного бессилия, и страх – вдруг надо мной так же будут издеваться. Но тем не менее, именно благодаря тому, что никто из наблюдателей никогда не пытается остановить преследователя, ситуация только усугубляется.
Как профилактировать? Здесь, конечно, нужна системная работа учителя в отношении того, чем занимают дети на переменах, что происходит с ними. Однозначно, педагог должен говорить детям: если замалчиваете факты насилия над другими, то вы тоже становитесь участниками преступления. И здесь работа должна вестись с жертвой, с преследователем и со всеми ребятами, ставшими соучастниками.
– Много ли времени требуется на разрешение таких конфликтов?
– Такие проблемы не решаются одномоментно. Есть понятие «Треугольник Карпмана». Это модель, описывающая созависимые отношения, в которых присутствуют три участника: жертва, преследователь и спасатель. Из этого треугольника выйти очень сложно любому.
То есть если человек вступает в такие отношения или выстраивает их с окружающими, то это признак созависимого поведения. Здесь, конечно, нужна хорошая работа психолога, чтобы вывести человека оттуда.
– Какая роль родителей в ситуации буллинга?
– Исследования показывают, что агрессия детей может являться результатом взаимоотношений в семье: агрессивных, авторитарных. Либо если мама находится в какой-то депрессии или в принципе вечно всем недовольна в жизни Также сюда могут включать неполные семьи, генетическую предрасположенность к насилию. Конечно, в такой обстановке уровень конфликтности и напряженности у ребенка повышается, и он будет стремиться разрешать ситуацию так, как и у него дома: конфликтами, обвинениями, физическим насилием. Потому что видит, что это единственный способ.
То же самое – с жертвенностью. Часто это идет из семей, где есть созависимые отношения: либо маму бьют, либо она критикует отца. Ребенок может привыкнуть к насилию и изначально находиться в такой жертвенной позиции.
Иногда важно просто вытащить благополучного ребенка из класса, школы, где сложилась нездоровая психологическая обстановка. Он там может стать жертвой буллинга только потому, что отличается от других.
То есть буллинг – это результат психологического нездоровья некоторых семей, классов, атмосферы в школе. Важно учить детей общаться друг с другом, выстраивать коммуникации, говорить о своих чувствах, просить о помощи. Это обязательный момент, потому что в ряде семей не принято жаловаться, предлагать поддержку.
– Какой возраст самый опасный?
– Подростковый, потому что все реакции в этот период проявляются бурно – группирования, негативизма. Отмечается эмоциональная нестабильность , потому что идет гормональная перестройка. Ребята уже считают себя взрослыми, но во многом еще остаются детьми. Подростку очень сложно контролировать свои эмоции. И в состоянии аффекта он действительно может совершить страшные поступки.