Река Сура в Пензе: как остановить ее превращение в обмелевшее болото

Главная водная артерия области в последние годы заиливается и зарастает.


Фото: ПензаСМИ, минлесхоз Пензенской области, пресс-служба городской администрации.

Когда-то Сура славилась чистой водой и рыбой

В Пензе ежегодно проводится экологическая акция «День Суры», направленная на очистку берегов главной водной артерии региона. Вывозятся тонны мусора, молодежь приобщается к природоохранной деятельности. Но если посмотреть «и честно, и строго» на вопрос, от этого толку очень мало. Главные загрязнители Суры — крупные промышленные предприятия, канализационные стоки, грязь с магистралей. «ПензаСМИ» решило еще раз поднять эту тему и сделать серию материалов, посвященных Суре. В этот раз затронем проблемы непосредственно реки. В других публикациях поговорим о ситуации с Пензенским (Сурским) водохранилищем. Рассматривать эти вопросы в отрыве друг от друга нельзя, но и объять необъятное не получится.

Сура — второй по величине правый приток Волги. Согласно Пензенской энциклопедии, ее общая длина составляет 841 км, а почти половина — 344 км расположена на территории нашей области. Берет начало в Барышском районе Ульяновской области, потом устремляется в Пензенскую. Сначала течет на запад, потом делает изгиб на север. В 12 км выше Пензы в 1978 году было построено водохранилище, которое помогло обеспечить водой растущий город.

Освоение берегов Суры русскими началось в 16 веке. Так, идущий с войсками на покорение Казани по заданию Ивана Грозного князь Андрей Курбский назвал ее «великой рекой, где зело много рыб». Сурская стерлядь поставлялась к царскому столу, ее упоминал в своем толковом словаре даже Владимир Даль. Сегодня же в черте города Сура представляет собой мутный поток. Купаться в ней здесь не рекомендуется — в воде много вредных примесей. Какая уж тут стерлядь!

Нужно ли напоминать, как много значит для здоровья человека чистая питьевая вода? Между тем, забор воды для нужд горожан осуществляется именно из Сурского водохранилища. Река Сура — это наше здоровье, поэтому праздным вопрос не назовешь.

В 2023 году Пензенской области зафиксирован рост числа больных с онкологией. Чистые вода, воздух, качественные продукты питания — необходимые условия для оздоровления людей.

Что сегодня мешает Суре сохранять чистоту

Проблемы Суры начались не сегодня. Ее воды стали активно загрязнять еще в 60-70-е годы, вместе с развитием пензенской промышленности. Даже в советские годы о реке не очень-то думали, уповая на возможности ее самовосстановления. Сегодня тоже не видно серьезных шагов по спасению главной водной артерии региона.

Своим мнением с изданием поделилась кандидат технических наук, заведующая кафедрой «Техносферная безопасность» Пензенского государственного университета Оксана Безбородова. Она рассказала, что реки и прочие водоемы нашей области относятся к классу «умеренно загрязненные».

«В Суре систематически регистрируются превышения предельно допустимых норм содержания суммы органических загрязняющих веществ, соединений азота, фосфора, нефтепродуктов, фенола, железа, марганца, ряда тяжелых металлов и других веществ», - сказала Оксана Безбородова.

Она добавила, что самоочищающаяся способность экосистем реки остается низкой. Происходит ее загрязнение и заиливание. Вода в реке Сура, выше по течению Пензы, с южной стороны города, соответствует IV классу загрязнения, что позволяет назвать ее загрязненной.

Проходя по городу, река загрязняется дополнительно. Здесь ее вода получает уже V класс (грязная). Но река имеет способность самоочищаться, и в Бессоновском и Лунинском районах ее вода снова соответствует IV классу загрязнения.

«Сокращение производства и уменьшение сброса сточных вод в последние годы не привело к восстановлению водной экосистемы. Она продолжает деградировать. Если не будут приняты меры, Сура в недалеком будущем превратится в мертвую реку и будет оказывать негативное влияние весь на бассейн Волги. Необходимо строительство целого ряда природоохранных и очистных объектов, проведения мероприятий, направленных на экологическую реабилитацию реки Суры», - добавила Оксана Безбородова.

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в официальном ответе изданию с подписью замминистра Р.Д. Зябирова подтвердило, что состояние реки в городской черте ухудшается.

Сообщается, что 2018 году проводились обследования дна и промеры глубин русла реки в районе «Ростка». Изучение проводилось совместными силами упомянутого министерства с привлечением проектного института, областного ГУМЧС, городской администрации. В итоге было зафиксировано заиление и засорение русла Суры в районе выхода «Шелаховского» коллектора.

«Данный участок реки за счет внебюджетных средств был расчищен землесосным снарядом гидромеханизированным способом», - добавили в ведомстве.

«Бумажный» гигант всему виной?

Во всех проблемах водоема сейчас принято винить крупного производителя писчепечатных видов бумаги — ОАО «Маяк». Река Старая Сура, которая образует с основным руслом единую экосистему, неоднократно подвергалась негативному воздействию. Очередной серьезный выброс произошел осенью 2022 года, что привело к гибели рыб и прочих водных обитателей. Проведенные лабораторные анализы выявили серьезное превышение в воде старицы норм по содержанию таких веществ, как цинк, железо, азот аммонийный, ионы меди, сульфаты, фенолы. Было возбуждено уголовное дело ч. 2 ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод». В феврале 2023 года заместителя технического директора предприятия по энергетике решением Железнодорожного суда Пензы признали виновным.

Суд выяснил, что сильное загрязнение старицы токсическими веществами длилось с 18 ноября 2020 года по 16 ноября 2021 года. Ущерб природе от неочищенных стоков оценили в 467 824 рубля. Должностному лицу назначили штраф, а само предприятие по суду возместило указанную сумму ущерба.

А вот Росприроднадзор посчитал, что природе нанесен вред в совершенно других масштабах. Как сообщает «Коммерсантъ», за несколько лет ущерб экологии со стороны ОАО «Маяк» превысил 2,58 млрд рублей.

В ноябре прошлого года Пензу посетила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, осмотрев бумажную фабрику. Руководству предприятия была поставлена задача — свести к минимуму содержание вредных веществ в своих сточных водах. Была разработана дорожная карта природоохранных мероприятий.

Компания в спешном порядке занялась созданием системы глубокой биологической очистки. На сегодня капиталоемкое строительство завершено, построен биореактор. Впрочем, экологической экспертизы новой системы очистки Роcприроднадзор еще не проводил. Поэтому нельзя быть полностью уверенными в эффективности принятых мер. Собеседница издания не слишком верит, что построенные очистные сооружения станут панацеей.

«Конечно, экологическую ситуацию этот объект улучшит, но не намного и не решит полностью», - считает Оксана Безбородова.

Строго говоря, загрязнение старицы — лишь часть бед Суры. Во-первых, это два разных водоема. «Промывка» замкнутой протоки чистой водой Сурского водохранилища теоретически возможна. Однако этого не делается уже несколько лет по непонятным причинам. Во-вторых, в городской черте достаточно других загрязнителей. Прежде всего, это подземная река Кашаевка, которая по предположению экологов вбирает городские канализационные стоки. Затем вся эта дрянь из клозетов, сдобренная бытовой химией, попадает прямиком в водоем.

Такое предположение сделали журналисты «АиФ — Пенза» в статье «Фекальная история. Подземная река грозит Пензе экологической катастрофой», №33 от 14.08.19 года.

Кто должен следить за рекой?

Экологи считают, что для выправления ситуации нужна специальная программа, которая включала бы целый комплекс мер, начиная от выявления самых злостных загрязнителей с последующими санкциями в отношении них до проведения расчистки русла реки. Упомянутые уборки берегов должны стать системной работой.

Перечитывая не слишком прозрачный ответ регионального минлесхоза, можно сделать вывод, что ведомство не против подобных инициатив. Но сказано, что «мероприятия по расчистке водных объектов осуществляются за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной правительством РФ №322 от 15.04.2014.

Однако такие мероприятия проводятся «при условии наличия обосновывающих документов, перечень которых установлен приказом Росводресурсов от 17.08.2022 №210».

Сообщается также, что «ключевым фактором включения в данную программу мероприятий по расчистке водных объектов от скопившихся донных отложений является наличие негативного воздействия на окружающую среду, объекты экономики, а также экономическая эффективность мероприятия…»

Звучит так, словно упомянутая в начале статьи печальная картина с заболеваемостью онкологией минлесхозу неизвестна. Про экономическую эффективность в этом контексте говорить вряд ли уместно.

Также сказано, что «сбор сведений для включения мероприятий по расчистке водоемов в данную программу осуществляет отдел водных ресурсов по Пензенской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов».

Все вышеизложенное можно понять так: «Провести очистку реки возможно, но нужны обоснования, сведения о сильном загрязнении водоема. А эти замеры делает другое ведомство». Получается, как в старой шутке: «Один шил воротник, другой - рукав. Кто пошил костюм, непонятно».

Завкафедрой «Техносферная безопасность» ПГУ Оксана Безбородова напомнила о статье №27 водного кодекса РФ. Она гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов. Иначе говоря, мэрия Пензы тоже могла бы задуматься о чистоте Суры.

Конечно, в одиночку областному минлесхозу, городской администрации, экологическим организациям такой масштабный проект не осилить. Ясно одно - реку нужно спасать! Можно было бы привлечь и внебюджетные средства, что уже и делалось ранее. Например, принять помощь от предприятий, десятилетиями превращавших красавицу Суру в сточную канаву, чтобы очистить реку хотя бы в черте города.

Читайте также: Пензе пора задуматься о состоянии парков и скверов