19 июня 2018 Общество
1293

Как Пензе окончательно не сБРЕНДить?

Существуют опасения, что городская власть, вместо решения насущных проблем направит усилия и финансовые средства в русло сущего бренда и прочего суесловного «формирования среды».


Фото: ПензаСМИ.

На прошедшем недавно VI форуме «Поиск провинции», организованного пензенскими городскими властями, помимо делового обсуждения «частно-государственного партнерства», была и более занимательная часть программы. Касающаяся конкретно городской среды обитания - и того, как можно сделать ее наиболее комфортной. А также внезапно вновь назревшего актуального вопроса - бренда Пензы.

Наш большой человек

Доклады по этой теме и их обсуждение были перенесены ближе к вечеру. А главным спикером и докладчиком стал наш земляк Святослав Мурунов.

Ныне это очень большой человек. Представлен он был как руководитель Центра прикладной урбанистики при МВШСЭН, г.Москва, эксперт и аналитик МВШСЭН ВШУ, института «Стрелка», эксперт Общественной палаты РФ, эксперт компаний Норильский Никель, РусАл и других. Страху нагонялось и во время его выступлений, где Свят (так его называют друзья и так он сам называет себя в третьем лице) постоянно упоминал про свои аудитории в других городах, про значительных личностей, о которых даже здесь нельзя говорить и конкретно об акиме (мэр по ихнему) столицы Казахстана Астаны, который спросил Свята - а чё?. А Свят ему в ответ - а вот чё! И так все два часа общения. Внушает!

Вопрос бренда

О его докладе «Развитие постсоветских городов» мы расскажем чуть позднее, ибо к нам в ближайшее время обещаются заехать еще пара лекторов по данному вопросу.

А вот вопрос бренда - вопрос суровый. Большей частью потому, что слушая о нем в 2018 году, ты чувствуешь натуральное «дежа вю» - где-то что-то уже было…

И верно! Апрель 2013 года. Приходит известие о том, что правительство Пензенской области в лице существовавшего тогда министерства общественных связей и массовых коммуникаций под руководством забавного проезжего (никто ни до, ни после в Пензе о нем ничего не слышал) по фамилии Илика заплатило 1 миллион 200 тысяч рублей за… создание бренда Пензенской области.

Потрудились тогда на эту сумму сотрудники столичного Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА». А придумали они следующее - бренд он нужен не сам по себе, а для инвестиций, лучше из-за рубежа, для инвестиций нужна открытая территория, открытая, по английски - оpen… Значит нужно назвать Пензу - в звательном падеже , а написать латино-криллическими казябрами «O`PENЗА!». для того, чтобы в ней читалось «Опен» – по-английски «открыто».

Предлагалось сдружиться на этой почве с Копенгагеном, внутри коего топонима тоже есть «опен» (Вообще-то – собственно датское название города «Кёбенхавн», и внутри читается другое, не такое приятное, слово).

Все были в шоке. Миллион двести тысяч! Среди возмущавшихся был Свят Мурунов. «Он отметил необходимость вовлекать людей в процессы создания и внедрения бренда. Основная претензия Мурунова к проекту «Пенза – территория открытий» - разработка стратегии развития должна была вестись совместно с теми людьми, которые будут ее реализовывать» - писал тогда один из пензенских порталов.

А вот цитата с другого: «Вы знаете, о Пензе заговорили бы тотчас, если бы вдруг у нас сделали великолепные дороги. Весть об этом тотчас бы разнеслась по всем весям и просторам Интернета, - отметил блогер. - Поверьте, никто бы уже не путал Пензу с Пермью, а уж какую бы осанну пропели городским властям и жители, и приезжие! Дороги вполне могли бы стать нашим отличительным брендом. Говорить о ФОКах, спортзалах, библиотеках и филармониях как о символах Пензы не имеет смысла: любой приличный город должен их иметь в достаточном количестве»

Грузите бренды портфелями!

Возмущение было настолько всеобщим, да и не только в Пензе - создание за бюджетный счет таких брендов - стало трендом - что сами агентства, центры и прочие конторы по брендингу наложили на такой вид деятельности для субъектов, городов и территорий РФ мораторий.

Время идет… Прошло пять лет. И снова рождается идея бренда. И снова в Пензе Свят Мурунов, и снова ему кивает благосклонно пригласившая его начальник управления культуры Вера Фейгина. И вновь он нам говорит про бренд…

Нет! Время же прошло! Он говорит про «портфель брендов»! «Портфель брендов — это сортировка и правильное использование каждого бренда в отдельности для того, чтобы поддерживать все вместе и сам город делать привлекательным». И пример… Барселона! Там, дескать около сорока брендов в портфеле - футбольный клуб, университет, архитектура Гауди…. Хочется спросить - а это тоже там Свят Мурунов эти бренды в портфель собирал? Или все же это как-то само по себе независимо возникло? Просто потому что Гауди реально был крут как архитектор, университет реально дает востребованное образование, а ФК «Барселона» реально громит всех на футбольном поле?

Далее у Мурунова был еще более сумасшедший пример. Уже не реальный, а умозрительный. «Как можно привлечь недобранных в университет студентов? Управляя портфелем брендов, конечно. Нужно перенести фестиваль, перенести футбольный матч на время, предшествующее вступительным экзаменам в университет, чтобы студенты во время этих мероприятий перезнакомились и остались в городе, заполнив, таким образом, места в университете»….

Да… Я конечно знаю пример, когда человек остался учиться в пензенском культпросветучилище, потому что по дороге с Севера все деньги пропил, а тут собутыльник предложил… Но с Севера он ехал все равно с целью поступать куда-то, а не на фестиваль!

Апофеозом стало обсуждение с присутствовавшими тех смыслов, которые смогут стать основами для «брендирования Пензы». И тут открылось много интересного. Оказывается, например, что Пенза - хороший город для бизнеса, очень лояльно к нему здесь относятся… Да? Это при том, что собственно бизнесменов в зале присутствовало… два. Остальные - в кого ни ткни - в предбанкротном состоянии… Или вот Пенза - город доброжелательных людей… граждане, вы в соцсети давно заглядывали? Или еще - город удобный для жизни на песни… Чем? Что предыдущие власти вырубили, все что можно, что навтыкали многоэтажных клеток точечной застройкой, что квартплата и имущественный налог таков, что пенсионеру только в гетто на окраину в «эконом-класс» переселятся?

А денежки текут

Но не это, впрочем, важно… Важно именно ощущение дежа вю. Собирались они в пять лет раз, и решали, как им… использовать деньги.

Свят Мурунов, конечно, взял свой - думаю и надеюсь немалый по местным меркам (хотя, возможно, и мелкий по меркам акима Астаны) гонорар - и то бы ладно - предыдущие форумы нам дороже выходили. Но в обеденный перерыв мэр города Кувайцев удалился именно в компании Свята. И есть основания опасаться, что хилый бюджет теперь ныне вновь потечет не на решение насущных задач городского хозяйства, не на его модернизацию, а на сущий бренд.

Автор: Максим Денисов