Светлана Старостина: «Я возвращаю забытые имена»
Светлана Старостина одна из трех представителей Союза кинематографистов России в Пензенской области. Для нашего региона ее имя олицетворяет создание документального кино. В главных ролях те, чьи имена навсегда вписаны в историю региона. Корреспондент интернет-портала «Пенза СМИ» встретился с российским киноведом, кинорежиссером, продюсером и президентом Открытого кинофестиваля «Мужская роль» имени И. Мозжухина Светланой Старостиной.
Светлана Александровна, в Пензенской области завершился XIII Открытый российский фестиваль «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина. Он является ежегодным. Вы являетесь президентом данного фестиваля. Каковы отличительные особенности в этом году были?
- В программе фестиваля фильмов было больше, чем обычно, так как в 2020 году из-за пандемии он не проводился. Все картины яркие и уже имеют награды. В этом году мы впервые за последние десять лет проводили фестиваль при поддержке Министерства культуры РФ. Также нам удалось впервые за всю историю фестиваля выиграть грант Правительства Пензенской области. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, мы до последнего не знали будет ли фестиваль, поэтому пригласили меньше именитых актеров, чем хотелось. Из-за локдауна у нас буквально в последний момент изменились и площадки показов. Еще новое в этом году то, что мы впервые организовали показ в Кузнецке. Это город, в котором родился народный артист Советского Союза Борис Тенин, там жил знаменитый актер, народный артист СССР Евгений Лебедев. И мы такими маленькими шагами начинаем создавать новый проект в рамках кинофестиваля - «Пензенская область: адреса кино». Я сама очень люблю этих актеров, преклоняюсь перед их гением. Первое образование у меня историческое, по второму я киновед, закончила институт кинематографии. Мне выпало счастье всю жизнь заниматься любимым делом.
Какие цели на следующий фестиваль и направления его развития?
- Иван Мозжухин - это первый великий киноактер России, первый актер-универсал. Это имя обладает огромным потенциалом. Мозжухин со временем не только не забывается, а наоборот, количество его поклонников только увеличивается. Был такой замечательный человек - киновед, Президент гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Эмильевич Разлогов. Я случайно узнала из его интервью, когда он уже ушел из жизни, что его любимым актером был Иван Мозжухин. Мы много с ним общались, но никогда не говорили об этом. Сейчас я начинаю искать его студентов, и оказывается, что они тоже любят Ивана Мозжухина! Его обожают во Франции, снимают о нем фильмы, но кинофестиваля, посвященного ему, нет нигде. Более того, в мире нет ни одного кинофестиваля, просто посвященного актеру немого кино! Так что перспективы у нашего фестиваля огромные.
В данный момент идет работа над созданием сайта фестиваля и буклета, посвященного его истории. Мы развиваемся, стараемся выходить за рамки чистого кинематографа. Сейчас, в рамках реализации гранта Правительства Пензенской области, было организовано несколько таких мероприятий. Я, как член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, занимаюсь кинопрессой в регионах. Сейчас она очень слаба развита, практически отсутствует. Мы хотим попробовать запустить механизм развития кинопрессы, чтобы журналисты смотрели новое кино и писали рецензии в своих изданиях. В рамках фестиваля мы организовали мастер-класс, который провел известный кинокритик Егор Беликов. Назвали акцию «Внимание: российский фильм!», потому что главная цель этого мероприятия – привлечь внимание пензенских любителей киноискусства к лучшим новым российским фильмам. И еще одно направление, которое пытаемся охватить, это кинопедагогика. Учитывая, что наши дети сейчас почти живут в виртуальной реальности, мы выбрали курс на их приобщение к хорошим российским фильмам. Пензенский учителя встретились с кинопедагогом из Республики Крым Анжелиной Бондарчук. На мой взгляд, встреча было очень продуктивной.
Светлана Александровна, а вы в детстве кем мечтали стать? Какая профессия Вас привлекала?
- Моя мама родилась в Китае, а папа в Пензенской области. Познакомились они в Новосибирске, там я родилась. Затем папа перевез нас к себе на родину, в Пензенскую область. Тут я полюбила кино и прочитала о нем первые книги. В 14 лет в газете «Пензенская правда» была опубликована моя первая статья, посвященная кинематографу. Тогда же я сказала родителям, что буду работать только в кино. Мои родители, инженеры-строители, хотели, чтоб и я пошла по их стопам. Но я упорно шла своим путем. Закончив школу с золотой медалью, я сказала, что не буду никуда поступать, а буду нарабатывать базу для поступления во ВГИК. Начала работать на телевидении, писала сюжеты, чтобы у меня была практика, потом стала пробовать поступать. Сразу столкнулась с системой так называемого блата и забрала документы, для меня это неприемлемо. И я поступила в пензенский пединститут на специальность «История, обществоведение и английский язык», потому что эти предметы хотелось подтянуть. Закончила пединститут и поступила во ВГИК. При огромном конкурсе, по количеству набранных баллов была вторая. Поэтому я стала тем, кем и мечтала. Занимаюсь своим любимым делом. Вопреки всему, в некинематографическом городе, мне удается себя реализовать. Я член Союза кинематографистов и Союза журналистов России, директор Пензенского отделения Союза кинематографистов России, член правления российской Гильдии киноведов и кинокритиков, Гильдии неигрового кино и ТВ, академии «Ника»… В общем, живу кинематографом.
Когда Вы сняли первый фильм и сколько всего у вас работ? Кто был первым зрителем?
- Всего как автор сценария и режиссер я сняла 20 фильмов. Первую картину сделала в 2002 году. Приехала в Самару на мероприятие Союза кинематографистов. И там мне предложили снять документальный фильм в рамках цикла, посвященного интересным и ярким людям. Конечно, я засомневалась, потому что киновед, а не режиссер. Затем в Пензе встретила замечательную девушку Анастасию Виноградову, она передвигалась на инвалидной коляске, но это ничуть не мешало ей жить яркой и насыщенной жизнью. И мне захотелось снять фильм о ней. Первыми его зрителями стали жители Самары. Потом фильм прошел по множеству российских и международных кинофестивалей, был показан на центральных и региональных телеканалах.
Светлана Александровна, а сложно было внедряться в индустрию документалистики? Есть ли из коллекции ваших работ самая любимая?
- Наверное, то, что я пришла в кинодокументалистику, было закономерно. У меня много друзей-документалистов. Так как я возглавляю Пензенское отделение Союза кинематографистов России, то постоянно по делам езжу в Москву. Мы встречаемся там, обмениваемся опытом. Постепенно я стала понимать, какое это безумно интересное дело – снимать неигровое кино!
Мне дороги все мои фильмы. Это как у матери спрашивать, какое дитя самое любимое! Каждой работе отдаешь себя целиком. Каждый герой – это год твоей жизни. Поскольку я историк по первому образованию, то люблю и умею работать с архивными документами. Самая главная функция документального кино – найти и сохранить исторические факты. Если я снимаю фильм, то гарантирую правдивость каждого слова и кадра. Многих героев моих работ уже сейчас нет, остались фильмы про них или с их участием, и это уже документы. Это память, а она бесценна.
Например, я заинтересовалась личностью советского режиссера и сценариста игрового и документального кино Альберта Гендельштейна. Узнала, что он вырос в Пензе, здесь полюбил кино. Отправила заявку на конкурс и неожиданно для себя его выиграла! А у меня есть только шесть строчек в энциклопедии и небольшая статья его коллеги, а надо сделать целый фильм! Началась работа в архивах. Я нашла документы, которые подтверждали, что в Пензе он учился, из Киева их семья переехала в наш город. Пыталась найти хоть какие-то кинокадры с его участием, но как режиссер он себя никогда не снимал. И все же, с большим трудом, нашли уникальную кинохронику. Так был снят фильм, за который я получила много наград, одна из них называлась «За возвращение забытого имени». Эти слова можно сказать и про Ивана Мозжухина. В определенной степени, мы вернули имя Мозжухина. Вспоминаю, когда мы проводили один из первых кинофестивалей, инженер зала кинопоказа спросил про Мозжухина: «А он сам приедет?». Сейчас таких вопросов не задают.
Где можно посмотреть Ваши фильмы?
- Новые фильмы - на различных фестивалях. Надеюсь, скоро выложим все фильмы прошлых лент на портале Культура.РФ. Иногда картины показывают телеканалы, но сейчас это случается редко, потому что в их эфире только материалы своего производства. К счастью, мои фильмы постоянно бывают востребованы. В прошлом году, например, неоднократно их показывала в Москве. В этом году в областной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова состоялись показы фильмов о Николае Бурденко и Башире Рамееве. В связи с пандемией никак не могу выбрать время, чтобы представить в Москве, в Доме кино, фильмы о Лермонтове, Белинском и Куприне.
Раскройте секрет, сейчас над чем работаете? Сколько по времени занимает рождение каждого фильма?
- Мы завершили работу над фестивалем и спокойно можем приступать к производству нового фильма. Невозможно посчитать время от первой мысли до реализации. Можно назвать сроки технического процесса - это примерно около года. Есть постоянный оператор, с которым я работаю, но в зависимости от цели сьемки, часто работаю и с другими. А что касается творческого замысла, то это может быть даже 10 или 20 лет.
В Пензенской области всего три человека входят в Союз кинематографистов России. Кроме меня, также Олег Сиротин, автор книги про братьев Мозжухиных и Роман Еремин. Те, кто вместе со мной готовят кинофестиваль «Мужская роль». Конечно, наш праздник кино делает очень много людей - сотрудники различных ведомств и учреждений культуры, прежде всего, киноконцертного зала «Пенза».
Светлана Александровна, о ком бы Вам хотелось снять фильмы?
- Меня ждут очень много героев. Я снимаю фильмы из цикла «Гении места». Все они посвящены людям, которые родились, выросли в Пензенской области, творили здесь. И, благодаря своему творчеству, стали достоянием России, а иногда и всего мира. Таких личностей в Пензенском крае очень много, снимать и снимать. В этом году мне удалось найти документы, подтверждающие, что замечательный режиссер, сценарист, актер, первый профессиональный кинорежиссер России Петр Чардынин родился в Пензенской области, в Никольске. Именно Чардынин ввел Ивана Мозжухина в мир кинематографа, первый доверил ему большие роли. Очень интересно рассказать о нем, попытаться раскрыть секреты его творчества.
Чтобы Вы пожелали представителям молодого поколения, которые сейчас много снимают и хотят стать кинорежиссерами?
- Я бы пожелала тем, кто мечтает работать в кино одного – учиться! Потому что сейчас очень много желающих снимать фильмы. Фильм вообще можно снять на телефон! Но кинематографист – это профессия. Никто к вам серьезно не отнесется, если у вас не будет специального высшего образования. Необходимо учиться, читать, развиваться, смотреть хорошее кино, классику мирового кинематографа. Тогда вы встанете на ступень выше. Художник - это тот, кто пытается изменить мир к лучшему. И если вы хотите стать художниками, то надо задавать себе вопрос: «Что и как я хочу сказать людям? Что после моей работы останется?».
Фото: ГАУК ПО Пензаконцерт и открытые источники