13 февраля 2019 Культура
973

Оркестр Петра Востокова привезет в Пензу уникальную программу памяти Эллингтона

Концерт столичного коллектива состоится второго марта.


Фото: Facebook.

Весна для многих пензенцев - это не только больше света и тепла, но приближение всегда ожидаемого события: фестиваля «Jazz May». Тем более что в последнее время появилась замечательная традиция, благодаря которой джаз начинает звучать уже в те дни, когда весенний воздух пока еще прохладен, а то и морозен. Так было, например, в марте прошлого года с концертом неповторимого квартета VAN. Нынешней весной продюсер Олег Рубцов решил отдать роль первой ласточки целой стае - Большому джазовому оркестру Петра Востокова. И не случайно.

«Имея значительный слушательский опыт, могу утверждать, что из всех направлений импровизационной музыки именно оркестровый джаз особенно сильно обесцвечивается записью. Энергетика оркестра - это то, что в полной мере можно ощутить только во время живого концерта», - считает Олег Рубцов.

При этом он отмечает, что выступления коллектива Петра Востокова всегда заслуживают особого внимания: «Они имеют безупречную драматургию, сочетая безукоризненное исполнение материала с элементами шоу. Это приводит в восторг меломанов и не дает заскучать неискушенному слушателю. Кстати, пару недель назад оркестру удалось собрать аншлаг в большом зале Кремля, а затем был первый в истории коллектива концерт в знаменитом Большом зале консерватории имени Чайковского. Там музыканты интерпретировали сложнейшие произведения Стравинского, Мусоргского, Римского-Корсакова и уверенно показали себя в обращении с крупной академической формой».

Четвертое по счету выступление оркестра на берегах Суры явно будет самым масштабным: второго марта планируется сыграть полноценный двухчастный концерт, посвященный 120-летию Дюка Эллингтона. И обращение к одному из величайших имен в истории джаза - тоже отдельный повод. Тем более что практически у каждого поклонника вечнозеленой музыки есть своя история, связанная с уникальным мастером.

К примеру, автор этих строк по сей день помнит две чудесные пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия» в 70-е годы прошлого века: лицензионную «Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом», а также «Памяти Дюка Эллингтона» оркестра Олега Лундстрема. Это были ступени постижения джаза, значение которых и по сей день невозможно переоценить. У Рубцова отчасти похожая ситуация.

«С Эллингтона началось мое погружение в оркестровый джаз. До сих пор убежден, что его музыка - самый короткий путь к увлечению джазом. Если слушать внимательно, в пьесах Эллингтона обнаруживается бездонный океан оттенков и выразительных средств, которые делают музыку объемной, эмоционально насыщенной и по-настоящему осязаемой. Пожалуй, именно к ней в полном смысле применим эпитет «волшебная», - делится собственными ощущениями продюсер фестиваля «Jazz May».

При этом следует отметить, что оркестр Петра Востокова применяет замечательную практику, играя по оригинальным партитурам Эллингтона, не говоря уже о том, что концерт второго марта будет выстроен так, чтобы пришедшие могли проследить творческую биографию маэстро - ну и еще ряд интересных особенностей.

«Отдельно стоит упомянуть вокально-танцевальные номера, а также попурри из многочисленных «железнодорожных» композиций Эллингтона, в котором, помимо собственно музыки, присутствуют паровозные гудки, свистки вагоновожатых, стук колес - словом, то, что можно отнести к модному нынче явлению иммерсивного театра», - рассказал Олег Рубцов.

Впрочем, достаточно неблагодарное занятие - рассказывать о музыке, которую нужно слушать, тем более в живом исполнении. Так что есть хороший повод прийти второго марта в большой зал филармонии на концерт Большого джазового оркестра Петра Востокова.

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН