Квартет «VAN» в Пензе: движение в сторону весны
Друзья традиционного джазового фестиваля на берегах Суры собрались на первую большую встречу.
Идея организовать в Пензе концерт, предваряющий «Jazz May» («Джаз-март», как пошутил продюсер Олег Рубцов) была хороша сама по себе: до начала фестиваля еще два месяца, и все, кто его ждут, уже изрядно соскучились по исполнителям высокого уровня. Реализация идеи оказалась еще лучше: армянский квартет VAN стал настоящим дуновением весеннего ветра на излете затянувшейся зимы.
Этот коллектив называют «этноджазовым», и первая часть определения многих заставляет слегка насторожиться. Когда-то, в советские годы, народные мотивы были способом придать джазу более легальный статус, избавить от прочно осевшего налета буржуазности. Сегодня в таких уловках нет необходимости, и весь вопрос в том, насколько правильным будет использование фольклорных элементов.
VAN являет собой превосходный пример на редкость взвешенного подхода, под которым и понимают безупречный вкус: чувство меры, ощущение стиля, умение вовремя сменить интонацию. Пианист Ваагн Айрапетян, контрабасист Макар Новиков, перкуссионист Вартан Бабаян и, конечно, Норайр Карташьян с целым набором народных дудок и дудочек – вот маленький оркестрик, который рождает большие надежды с первых совместно извлеченных на сцене звуков.
Разумеется, центр этой четверки – Ваагн Айрапетян, которого никак нельзя назвать просто пианистом. Он не в силах только лишь играть и вообще спокойно усидеть за роялем: ему необходимо подниматься с места, садиться боком, подпевать извлекаемым из клавиш фразам, подхлопывать другим музыкантам, порой общаться с залом на несуществующем языке и время от времени комментировать происходящее на вполне русском с аппетитным армянским акцентом.
Кстати, если говорить об этом самом акценте в самой музыке квартета, то он звучит весьма умеренно – то проявляется сильнее, то исчезает вовсе, неизбежно напоминая об универсальности джаза, способного при умелом обращении становиться плавильным котлом для самых разных направлений. А в том, что VAN это умеет, нет никаких сомнений: прекрасная сыгранность дополняется умением тонко переключаться с проникновенной лирики на заводные ритмы, с тягучих звуков дудука на рассыпчатые перестуки и перезвоны перкуссии.
Да и вся программа выступления в Пензе, занявшая чуть больше часа, была в этом смысле выстроена идеально, поскольку у зрителей не было поводов ни заскучать, ни утомиться. После заключительного номера зал аплодировал стоя, не желая отпускать музыкантов, которые без особых уговоров сыграли на бис, причем и здесь все оказалось продумано: сначала поразительно красивая и проникновенная медленная мелодия, исполненная Айрапетяном и Карташьяном, а затем, совсем уже на прощание, полным составом была выдана бурлящая смесь настроений, ритмов и отголосков. И снова зрители поднялись с мест, едва начав аплодировать.
Если концерту квартета VAN была отведена роль старта кампании «Jazz May-2018», то он точно удался: все пришедшие в филармонию вечером в четверг получили заряд превосходной музыки высочайшего уровня и дополнительный повод ждать новых ярких впечатлений через два месяца. Пензенский фестиваль, ведомый Олегом Рубцовым, уже неоднократно становился примером того, как за три дня можно подарить публике максимально разнообразную и качественную программу.
Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН