Путешествие с Сатаной и котом Бегемотом. Музыкальный спектакль в пензенской филармонии
Инструментальная музыка, вокал, танцы и актерское мастерство соединились в талантливой постановке артистов трех городов.
Вечером 17 января в Большом зале пензенской филармонии состоялся музыкальный спектакль под необычным названием «Красота спасет мир?». Автором сценария выступила лауреат международного конкурса концертмейстеров «Маэстро» Наталья Суднева.
По мнению организаторов, постановка по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова должна была прийтись по душе и детям, и взрослым. Сочетание классической музыки и джазовых композиций на четырех инструментах, а также вокала и разжигающих страсть танцев стали легкой и приятной канвой для глубоких философских диалогов.
Вымышленный мир Силенсио объединил артистов из Пензы, Москвы и Саратова, которые вместе со зрителями путешествовали по разным странам, знакомясь с их культурой и пытаясь понять, способна ли красота действительно спасти мир. За полтора часа главные герои – Воланд (Денис Рогожников) и Бегемот (Анастасия Суднева) – побывали в Германии, Испании, Италии, Франции, Аргентине и Америке. Зрители вместе с ними смеялись над смелыми песенками жителей Нового света, вдохновлялись горячими танцами южноамериканцев и испанцев, подхватывали романтические нотки столицы Франции, чтобы затем вернуться в Россию.
Такое путешествие было бы невозможно только с актерами – над спектаклем работали представители разных творческих профессий, которые традиционно ассоциируются с той или иной страной. Германию невозможно представить без органа, роль которого играл по-особенному настроенный синтезатор. Хоральную прелюдию Иоганна Себастьяна Баха фа-минор исполнил лауреат Всероссийского конкурса Сергей Суднев. Совсем другая сторона сдержанной и холодной Европы предстала в «Блаженстве» Франца Шуберта, когда на сцене впервые появилась солистка Саратовского оперного театра и театра оперетты Оксана Колчина.
Испания отозвалась яркими, взрывными аккордами «Астурии» Исаака Альбениса и куплетами тореодора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе в исполнении коллеги Оксаны Колчиной -баритона Александра Корнеева. Эти ассоциации с каждой страной и ее культурой, бьющие прямо в цель, знакомые даже далеким от искусства людям, были отличным ходом в случае составления программы для публики разных возрастов и уровня вовлеченности в тему. И пока взрослые вдумывались в трагедию Понтия Пилата, дети слушали мировую классику в одном из лучших ее исполнений.
И когда дело коснулось Италии, автор вновь не стала выдумывать сложных схем, обратившись к истории и самому знаменитому звучанию католической молитвы, известной всем как «Ave Maria» Джулио Каччини.
Спектаклю нужен был переход к чему-то незамысловатому, легкому, романтическому. И этой ступенью стала популярная «L'Italiano», которая в сознании каждого всплывает гнусавым, хрипловатым, но безумно притягательным голосом легендарного Тото Кутуньо. Эта мелодия подхватила на свои подвижные и игривые волны даже Дьявола, запевшего на русском языке. Что, если не искусство, может заставить Сатану обращаться к зрителю со словами: «Прошу вас...»?
Перелет на другую сторону земли отозвался совсем другими звуками, героями и мотивами. Америка развлекала саксофоном, вложенным в руки Юрия Севастьянова, Аргентина - аккордеоном, чудеса владения которым показывал Илья Антонов, и виолончелью, запевшей в руках Эльвиры Маклаковой. Вокальные номера («Strangers in the night», «Summertime», песенка Спортинг-Лайфа из оперы «Порги и Бесс») чередовались с танцевальными. Под «Libertango» Астора Пьяццоллы станцевали Виталина Минаева и Глеб Шустов, а зажигательные «Powell power boogie» напомнили записью сумасшедших плясок американцев на экране.
Земля вновь совершила поворот с Западного полушария на Восточное, отправив неугомонных Воланда и Кота Бегемота туда, где все просто обязаны ходить парами - в Париж! Зрителей встретила простая, доверчивая и хрупкая в своей прелести «Жизнь в розовом цвете». Даже одна такая фраза не могла принадлежать больше никому, кроме француженки Эдит Пиаф.
За прогулкой под дождем последовал отчаянный прыжок и погружение под воду, где золотые рыбки танцуют под «Аквариум» Клода Дебюсси. Франция продолжала раскрываться с разных сторон, когда зазвучали лиричные, усталые, меланхоличные и о чем-то вспоминающие «Осенние листья» Жозефа Косма и печальная «Павана» Мориса Равеля. В самой большой стране Европы звучат как грустные, серьезные мелодии, так и не укладывающиеся в голове из-за своей сюрреалистичности, но показывающие четкое отношение к жизни куплеты «Все хорошо, прекрасная маркиза» на музыку Поля Мизраки.
Как мы помним, путешествие заканчивалось в России. Ведь только музыка русского композитора смогла пробудить удивительные, щемящие чувства в душе Сатаны. Затронуть давно потерявшие натяжение и блеск струны удалось «Вокализу» Сергея Рахманинова. И именно эта легкая грусть, умиротворение должны были стать финальной нотой богатого на впечатления и щедро предлагающего пищу для размышлений спектакля.
Полуторачасовая поездка в театральном кресле окончилась еще одной систематизацией музыкальных композиций, с которыми должен быть знаком каждый. Так зачем делать это самостоятельно, если такую услугу вкупе с потрясающим исполнением и атмосферным вечером может предложить Анастасия Суднева и ее соратники?
Автор Юлия Данилова.