18 ноября 2025 Об актуальном
541

Интеграция научных школ и промышленности демонстрирует эффективность

Пензенские специалисты приняли участие в обсуждении роли предприятий в формировании кадрового резерва, совместных проектов вузов и промышленности, а также внедрении инноваций.


Фото: ПензаСМИ.

Основной проблемой подготовки технических кадров является большой горизонт планирования для реализации тех учебных процессов, которые необходимы для подготовки специалиста, способного решать насущные задачи. Об этом заявил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологии и оборудование машиностроения» Пензенского государственного университета (ПГУ) Александр Зверовщиков, который выступил с докладом на научно-практической конференции «Научные школы как основа формирования кадрового резерва современного станкостроения». Масштабное событие проходит 18 ноября на площадке МГТУ «СТАНКИН» в год 95-летия одного из крупнейших технологических вузов России, объединяющего представителей науки, образования и промышленности.

Учёный рассказал участникам мероприятия о деятельности базовой кафедры «Металлорежущие станки», которая была создана в 2020 году на производственных площадях станкостроительного завода в Пензе. Практическая подготовка студентов осуществляется с использованием технических и технологических возможностей современного предприятия по производству металлообрабатывающего оборудования.

«Для классической подготовки технических специалистов, в частности машиностроителей и станкостроителей, необходимы общеобразовательные дисциплины, такие как математика и физика, далее общетехнические – сопромат, теоретическая механика, материаловедение, теория машин и механизмов, а также блок специальных дисциплин, перечень которых зависит от специализации направления», – пояснил спикер.

По его словам, в основе реальной научно-технической школы должно быть единство трёх составляющих: квалифицированный системно подготовленный кадровый состав, научно-исследовательское оборудование и опытная техническая база.

«Мы много говорим о креативе, мы приводим примеры революционных решений, однако забываем, что креатив, не подкреплённый базовой платформой знаний и материальной верификацией, в большинстве случаев приводит либо к техногенным катастрофам, либо к очень серьёзным затратам в виде отзыва изделий, либо к совершенно неперспективной экономически разработке. Идея, не проверенная на практике, в машиностроении очень часто является фикцией», – подчеркнул Александр Зверовщиков.

Он уверен, что критерий истины – практика, поэтому именно промышленное предприятие должно выступать основой для опытного производства. Важно вести подготовку молодых специалистов, которые уже будут адаптированы к производственным процессам, но при этом закладывать более широкий спектр применения их знаний.

При этом нужно пристальное внимание уделять аспектам кадрового состава самих научно-технических школ, коллективы которых должны отвечать современным вызовам.

«Если мы не видим новые технологические возможности, то ограниченность технологического мышления неизбежно ведёт к ограниченности и конструкторских разработок. Поэтому взаимодействие школ с предприятиями, имеющими современное технологическое и исследовательское оборудование, – это необходимое условие развития и удержания подобных центров на достойном техническом уровне», – считает эксперт из Пензенской области.

Практика показывает, что школа может базироваться на решении задач с уклоном в фундаментальную науку, но прикладная специализация по объекту производства является более эффективной с точки зрения формирования кадрового резерва для конкретной отрасли.

Ранее «ПензаСМИ» сообщало, что осенью в регионе была проведена научно-практическая конференция «Актуальные проблемы станкостроения-2025», которая вызвала живой интерес профессионального сообщества.

Гости отметили важность состоявшегося диалога, поскольку основой движения вперёд является согласие между теми, кто создаёт технологии, и теми, кто их внедряет в производство.