18 ноября 2025 Важно
376

Пенза делится успешными практиками подготовки кадров для станкостроения

Всероссийская научно-практическая конференция «Научные школы как основа формирования кадрового резерва современного станкостроения» открылась в МГТУ «СТАНКИН».


Фото: ПензаСМИ.

Представители «якорного» резидента первого в стране станкостроительного кластера и Пензенского государственного университета (ПГУ) 18 ноября принимают участие в обсуждении роли научных школ в формировании и развитии кадрового потенциала станкостроительной отрасли, их вклада в укрепление инженерных традиций и подготовку нового поколения исследователей и специалистов.

«Подготовка технических кадров является одним из основных моментов, без решения которого невозможно формирование технологических прорывов и удержание существующего уровня производства, имеющегося на данный момент в машиностроении. Подобные мероприятия позволяют узнать точки зрения всех сторон, обменяться опытом и принять взвешенные решения, способствующие достижению результата», — считает доктор технических наук, профессор Александр Зверовщиков, который возглавляет кафедру «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ.

Старт мероприятию был дан в рамках пленарной сессии, где присутствовали представители федеральных органов власти и научных школ, педагогические работники, молодые учёные, аспиранты и эксперты индустриального сектора экономики.

«Без научных школ, подготовки кадров, преемственности, без трансляции знаний готовить хороших специалистов нельзя. И 95 лет назад вопрос стоял, наверное, даже острее, чем сегодня. Кадров для станкостроения в стране не готовилось в принципе: не было отрасли, которая производила станки, не было и подготовки соответствующих специалистов. А если посмотреть на 10 лет назад, то в стране появилась отрасль, подготовка инженеров, сложились в основе своей образовательные программы. Первые десятилетия истории «СТАНКИНа» и заложили основу советского станкостроения. Можно выделить пять научных школ, которые были созданы в те годы и успешно существуют сегодня. Прежде всего, это научная школа в области конструирования металлорежущих станков. Далее — школа в области технологии машиностроения; научная школа в области инструментального производства; обработки давлением. Затем — научная школа приборов точной механики. Она появилась чуть позже, потому что классическое машиностроение начало развиваться очень бурно в тридцатые годы, делиться по отраслям, появились специфические технологии и потребности производств. Люди, обладая разным опытом, обладая знаниями, полученными в самых разных университетах, смогли создать в вузе уникальный сплав. Традиции, которые они принесли из разных мест, знания, которые были получены в самых разных областях, опыт, полученный на разных производствах, — вот здесь, как в плавильном котле, и создались научные школы «СТАНКИНа». Я думаю, что этот опыт взаимодействия с индустрией будет чрезвычайно полезен нам с вами и сегодня», — сказал и.о. ректора ФГАОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» Борис Падалкин.

Как подчеркнул заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Кузнецов, сейчас главная задача — обеспечение бесперебойной работы вуза и его взаимодействие с промышленностью, с предприятиями реального сектора, как станкостроительными, так и потребителями станков.

«Нам нужно сориентировать «СТАНКИН» на те потребности, которые есть в отраслях обрабатывающей промышленности, а предприятия обрабатывающей промышленности сориентировать на работу со «СТАНКИНом». Несмотря на национальный проект «Средства производства и автоматизации», которым будет поддерживаться вся станкоинструментальная промышленность последующую пятилетку, я для себя достаточно большое количество перспективных направлений выделил. Это и сверхвысокие скорости обработки материалов, это применение композитных материалов в конструкции станков, использование искусственного интеллекта при конструировании станков, проектирование безлюдных производств, так называемое тёмное производство. Это развитие многофункциональных станков, которые без потери качества обеспечивают возможность обработки разными технологиями на одном станке. Это только тот перечень, который мы видим как потребность отрасли. Но это не значит, что в «СТАНКИНе» не может родиться какая-то новая идея, новое направление, которое даст возможность не только готовить специалистов для промышленности, но и станет фундаментом, на котором тот самый наш технологический суверенитет и технологическое лидерство будет базироваться в последующие годы», — сказал Юрий Кузнецов.

Перед началом дискуссии состоялась презентация отреставрированного токарно-винторезного универсального станка 1943 года как символа мощи отечественной промышленности. Модель популярной машины прошлого века призвана напомнить сегодняшнему поколению студентов, что в годы Великой Отечественной войны на предприятиях страны открывались новые производственные линии, а соотечественники осваивали азы рабочих профессий прямо у станка. Индустриальный комплекс работал под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!». Заводы перешли на выпуск продукции оборонного назначения, но не забывали о нуждах гражданского населения.

На подобном оборудовании работали и в послевоенное время. О надежности и качестве станка свидетельствует тот факт, что после восстановления на нём вновь можно выполнять весь комплекс обработки материалов.

«В год 80-летия Победы мы вспоминаем подвиги наших предков, и было бы несправедливым оставить незамеченным неоценимый вклад тружеников тыла, которые отдавали все свои силы для нужд фронта, своей самоотверженной работой приближали праздничный май 1945 года. Важно, чтобы молодежь видела такие машины не только на страницах учебников, стремилась к созиданию и воплощала в жизнь проекты технологического лидерства, столь необходимые нашей стране», — отметил в беседе с корреспондентом «ПензаСМИ» старший преподаватель кафедры «Металлорежущие станки» МГТУ им. Н.Э. Баумана Сергей Руднев.

До конца дня работа конференции будет вестись по четырём секциям. Собравшиеся поделятся наработками инженерной школы и промышленными практиками, будут обозначены исследовательские приоритеты станкостроения и направления инженерной науки. Особое внимание будет уделено сохранению и развитию инженерных традиций, их трансформации в инновационные проекты и технологии, а также выстраиванию образовательной траектории: школа – университет – профессиональная карьера.

Лучшие тезисы, рекомендованные организационным комитетом и доработанные в соответствии с требованиями, будут опубликованы в журнале «Вестник МГТУ «СТАНКИН», входящем в Перечень ВАК Минобрнауки России и Единый государственный перечень научных изданий («Белый список»).

Научно-практическая конференция организована в рамках реализации программы «Приоритет-2030» и проекта «Научные школы МГТУ «СТАНКИН» как основа формирования приоритетных направлений подготовки инженерных кадров для российского станкостроительного комплекса».

Возрастные ограничения – 12+.