6 августа 2025 Об актуальном
691

Деревянная сказка мастера Кочурина. Прославленный и позабытый

Он создавал скульптуры из корней деревьев.


Фото: ПензаСМИ; архив ночкинского сельского клуба.

Имя Романа Федоровича Кочурина звучало в советские годы – об этом скульпторе по дереву писали областные и центральные издания. Теперь же, кроме специалистов, мало кто помнит этого мастера.

Без его работ нельзя представить экспозицию музея народного творчества. Он входит в число выдающихся умельцев, прославивших Пензенскую область. Кочурина сравнивают со знаменитым скульптором Степаном Эрьзя.

Журналисты РИА «ПензаСМИ» побывали на родине Романа Федоровича, пообщались с его земляками, познакомились с работами.

ИСКАЛ КОРНИ

Судьба уготовила мастеру удивительную стезю — искать корни в прямом и переносном смысле. Находил заготовки, а потом из березовых и дубовых «закорючек» творил красоту. При этом обращался к культурным корням, к русскому сказочному и героическому эпосу. Его работы «Иван Царевич на Сером волке», «Добрыня и Змей» отсылают к легендам и былинам.

Талантливый резчик так и говорил про себя: «Творю сказку». Еще повторял, что «разгадывает природу», в ее творениях ищет образы и сюжеты, которые «просятся на волю». Такой вид декоративно-прикладного искусства называется «корнепластикой».

В музее народного творчества, который с 2017 года является филиалом Пензенского краеведческого музея, к мастеру трепетное отношение.

«У Кочурина – высокохудожественные изделия. Об этом говорят профессионалы, которые к нам заглядывают. Они сравнивают резчика со Степаном Эрьзя. Конечно, у Кочурина не так много скульптурных портретов, его больше интересовала природа. Сказался и уровень образования, который у Эрьзи намного выше. Но Роман Федорович был одарен богатой фантазией, видел в природном материале сюжеты», – сказала хранитель музея Ольга Дудорова.

По ее словам, он вырезал фигуры из цельного корня или веток — ничего не приклеивал, только убирал лишнее. Такой труд требует усердия, любви к материалу и своему делу.

Пензенский журналист, писатель и краевед Олег Савин называл умельца «автором монументальных композиций из древесных корней». Уделил ему внимание в книге «Золотые россыпи Присурья...» Как сообщается в этом издании, в 1977 году Кочурин участвовал во Всероссийской выставке в Москве. А в музее народного творчества в Пензе проходили его персональные выставки.

АРКА СО ЛЬВОМ

Населенный пункт с романтичным названием Ночка – станция между Рузаевкой и Инзой, названная по близлежащей деревне. Последней уже не существует — осталась пара домов дачников. Именно в этой деревушке жил и творил Роман Федорович. Постепенно на станцию переехали жители старой Ночки. Появилось новое селение с таким же названием, где находятся сельсовет, клуб и библиотека.

Работники ночкинского дома культуры и библиотеки берегут наследие «дяди Ромы» – так называли его деревенские. Сделали снимки кочуринских скульптур. Хранят миниатюрную работу с названием «Велес», которую отыскали на руинах его дома. Благодаря дочери скульптора собрали фотоархив.

Библиотекарь Татьяна Шабулдаева показала репродукции картин Васнецова, Шишкина. Мастер учился на копировании шедевров, набивал руку, потом раздаривал. Полотна собирали по окрестным селам.

До наших дней от дома мастера остались одни руины. После смерти Романа Федоровича в 1996 году за строением никто не следил. Но арка со львом сохранилась! На месте журналистам удалось найти и камень с силуэтом Кочурина — скульптор изготовил свой автопортрет.

На сельском погосте разыскали бюст матери Кочурина, который мастер изготовил в память о родном человеке. Говорят, раньше из глаз скульптуры текли «слезы» – дождевая вода копилась в специальном углублении, а затем выходила наружу.

Кочурин – личность легендарная. Близким мастер показывал автограф на картине – подарок Михаила Шолохова. Так классик отблагодарил резчика за подаренную работу с названием «Волк». Куда исчез автограф, неизвестно. А кочуринский волк, говорят, и сейчас украшает дом-музей Шолохова.

СКАЗОЧНЫЙ ДОМ

Кочурин получил образование живописца на заочном отделении Всесоюзного Дома народного творчества имени Н. К. Крупской, позднее там же отучился и на скульптора. Поначалу трудился рабочим в совхозе. Получив образование, перешел на должность художника-оформителя. В свободное время творил для себя. Работал не только с деревом, но и с гипсом, камнем.

«Роман Федорович был очень добрым, никто не слышал от него грубого слова. Вырос в многодетной семье. Простой человек, но всю жизнь тянулся к красоте», – говорит сотрудник ночкинского дома культуры Нина Баннова.

Она сама из деревни Ночки. Кочурина помнит хорошо – как и другие дети, не раз посещала его «сказочный дом».

Места вокруг – услада для глаз. Деревня лежит в окружении холмов, покрытых лесом. Внизу пробивает себе путь речушка. Никольский район не зря называют «пензенской Швейцарией». Другие в шутку именуют эти края медвежьим углом. Возможно, именно природа вдохновляла мастера на создание деревянных медведей, лосей, волков и сказочных персонажей.

Свое жилище Кочурин превратил в сказку. Гостей встречала фигурка лосенка, установленного под козырьком деревянного дома. Стояли ворота – арка, на которой восседал гипсовый лев, а по ее бокам ютились медвежата.

ДОМ – БИБЛИОТЕКА

Мастер Кочурин обожал русскую литературу, особенно поэзию. Любил народные сказки, былины. Собирал книги. Говорят, в деревне было две библиотеки: одна работала до пяти часов, другая – круглосуточно. Речь – о доме Кочурина.

По словам Нины Банновой, отношение к резчику в деревне было двояким. Его увлечение не все понимали, шептались: «Другие мужики пашут в поле, а он с резцом дни просиживает, в лесу пропадает». Но многие приносили ему причудливые корневища или говорили, где найти наросты на деревьях – капы.

Как рассказала первый эксурсовод Никольского музея стекла и хрусталя Валентина Салеева, дом Кочурина не закрывался ни днем, ни ночью.

«Однажды приехали к Роману Федоровичу вместе с художником по стеклу Анатолием Шведовым. Они дружили. Дома мы скульптора не застали. К моему удивлению, теремок был открыт, а за столом сидели посторонние люди. Такой уж человек — его дом был народным, как и он сам», – добавила Валентина Салеева.

Земляки вспоминают парк, созданный мастером. Дядя Рома заказывал саженцы в питомниках, привозил сеянцы из поездок – пытался облагородить любимую Ночку. Из валуна изваял лицо солдата-земляка, погибшего на войне. Успел увидеть результаты труда: летом в парке крутили кино, рядом со сказочным домиком гуляли влюбленные.

СКУЛЬПТУРЫ ЗАБРАЛИ ИЗ НИКОЛЬСКА

Если ночкинцы собрали «уголок Кочурина» в доме культуры, то Никольску в этом плане гордиться нечем. Там утратили скульптуры, которые могли бы стать таким же символом города, как и стеклянные шедевры. Накануне смерти мастер передал музею стекла и хрусталя ряд работ, где они и находились более 15 лет.

В 2013 году дочь забрала их и продала местному бизнесмену. За ценой не гналась. Впрочем установила ее не сама – изваяния оценивал местный эксперт. Говорят, сумма была небольшая – коллекцию продали по цене подержанной легковушки.

В никольском музее осталась лишь одна кочуринская работа – скульптура из гипса. Мастер изваял стекольного виртуоза Вершинина, создавшего знаменитый стакан с двойными стенками.

Районная газета «Знамя труда» о наследии мастера писала не раз. В заметке «Останется ли кочуринская скульптура в Никольске» за 6 ноября 1998 года сообщалось, что в музей стекла и хрусталя автор отдал на хранение 21 работу. По данным издания, в том году дочь Кочурина впервые обратилась к музейщикам за наследством. Собирался художественный совет при районной администрации с участием местных мастеров-стеклоделов. Но вопрос решить не удалось.

«Коллекция находилась у нас на временном хранении. Мы приняли все меры к ее сбережению. Дочь мастера обращалась к нам дважды, чтобы забрать работы отца. Когда предоставила документы, что является единственной наследницей, то вынуждены были отдать скульптуры. Она имела полное право на это. Просили подарить несколько штук, но та отказалась. Естественно, советовались с тогдашним руководством Пензенской картинной галереи. [Никольский музей стекла и хрусталя является филиалом галереи]. Нам сказали, что работы нужно отдать, поскольку они не соответствуют нашему профилю», – сказала заведующая Никольским музеем стекла и хрусталя Ольга Панюшкина.

Кочуринские изваяния позднего периода могли разойтись по частным собраниям, но к счастью, ее почти целиком выкупили у никольского коммерсанта пензенские музейщики. Теперь эти изваяния стали частью экспозиции музея народного творчества.

МУЗЕЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«Второго такого на Пензенской земле нет. Его работы – один из «трех китов» нашей коллекции вместе с произведениями Тимофея Зоткина [абашевская игрушка], Екатерины Медянцевой [куклы из ржаной соломы]. Примерно 20 работ составляют старую часть коллекции – кочуринские работы раннего и среднего периодов. Их приобрела для музея в 80-х годах одна общественная организация за 5 тыс. рублей. Солидные деньги по тем временам! А в 2018 году нам доставили из Никольска еще 16. Это коллекция позднего периода», – уточнила хранитель музея Ольга Дудорова.

То есть в музее народного творчества сейчас около 40 произведений Кочурина. Часть выставлена, часть – в запасниках.

«Кочурин — один из самых известных пензенских умельцев, поэтому было принято решение приобрести его изваяния. Важно, что закупили работы позднего периода, которых у нас не было. Всегда хочется, чтобы коллекция отражала все этапы творчества автора», – как именно пополнилась коллекция, рассказал врио директора краеведческого музея Сергей Никушкин.

Важно, чтобы имя самородка с новой силой зазвучало и на его родине, в том числе – в Никольске. За последние годы в городе создали несколько скверов. Было бы уместно одному из них присвоить имя скульптора Романа Федоровича Кочурина.