Искусственный интеллект VS фотографы: как изменится рынок дизайна и фотографии

Пытаемся разобраться, кому придется искать новые возможности и осваивать другие профессии.


Фото: архив ПензаСМИ; фото, созданное при помощи нейросети Kandinsky by Sber AI.

Перед вами ؘ– коллаж, элементы которого, как вы уже догадались, созданы с помощью снимка кошки, сделанной фотографом Евгенией Фроловой на одной из улиц Пензы, и картинки, сгенерированной с помощью нейросети Kandinsky. На первую работу у Жени ушло несколько часов: нужно было найти объект съемки, обработать фото. А второе изображение получено всего за 10 секунд.

Всего полтора года назад трудно было представить, что любое изображение с помощью искусственного интеллекта (ИИ) можно создавать так быстро, в хорошем качестве, на любую тему.

Пользователям доступны несколько сервисов по генерации и обработки изображений – как российские, так и зарубежные, как платные, так и бесплатные. С помощью ИИ можно делать иллюстрации для публикаций, книг, соцсетей, рекламы. Нейросети уже умеют создавать клипы, ролики, вести эфиры с участием цифрового двойника… То есть то, чем раньше занимались отдельные специалисты.

«Согласно статистике Everypixel Group, в 2024 году люди в среднем генерировали около 34 миллионов изображений в день. Даже по самым смелым подсчетам общее число снимков, сделанных живыми фотографами с момента изобретения фотографии в 1826 году, вряд ли сопоставимо с общим количеством изображений, сгенерированных ИИ всего за несколько лет своего существования», – рассказала доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Акимова.

В связи с этим возникает резонный вопрос: как изменится рынок фотографии и дизайна, заменит ли ИИ профессионалов? Об этом журналисты РИА «ПензаСМИ» побеседовали с экспертами и представителям отрасли.

КОНКУРЕНЦИЯ С ФОТОБАНКАМИ

«Скорость получения результата и минимальная цена – главные причины конкуренции между фотографами и нейросетями, – говорит разработчик и аналитик Александр Вайс. – ИИ-фотографии иногда сложно отличить от реальных. Однако это касается работ простой и средней сложности, так как при их создании применяются упрощённые промты [описания для создания контента]. В результате получаются картинки с небольшим количеством деталей, объектов и незамысловатым фоном».

Поэтому, считают многие из опрошенных нами экспертов, изменения, в первую очередь, произойдут в сферах, где используются универсальные, незамысловатые изображения и картинки. Речь идет о соцсетях, непритязательном дизайне, фотобанках.

«Грамотный автор промпт-инструкций может составить конкуренцию фотобанкам и стоковым фотографам, продающим изображения в качестве иллюстраций для печатных и онлайн-СМИ, где визуальная составляющая носит более искусственный и универсальный характер (сценки с офисной обстановкой, улыбающаяся пара на прогулке в парке, предметная съемка и т.д.), – считает старший менеджер компании, занимающейся цифровой трансформацией предприятий, Оксана Кулакова. – Объем мирового рынка таких фотографий в 2024 году составил 4,6 млрд долларов США. Конкуренция между фотографами и фотобанками, безусловно, уже высокая, и данный сегмент бизнеса вынужден адаптироваться к инновациям».

Основатель одного из фотобанков, предприниматель Ирина Терентьева отмечает некую ограниченность картинок от ИИ. И дело – даже не том, что могут быть недоработки, связанные с неправильным изображением числа пальцев, определенных черт лица человека, ушей и конечностей животных, а в шаблонности получаемых работ.

«Обучали все генераторы искусственного интеллекта на картинках из фотобанков. Это ограниченный набор тематик, в основном, снятых по параметрам «что проще (дешевле) снять» и «что чаще спрашивают клиенты». В массивах изображений из фотобанков некоторые темы либо не представлены вовсе, либо представлены единичными изображениями. Генерации того, на чем машину не обучали, будут нереалистичными и неестественными», – говорит она, подчеркивая, что по этой причине ИИ нельзя использовать для иллюстрации учебников и пособий.

Фотограф Анатолий Фрумгарц уверен, что картинки, созданные ИИ, безусловно, займут свою нишу. Для ряда компаний выгоднее использовать специальный сервис генерации картинок, чем покупать снимки на фотостоках или заказывать их у профессионалов. Но если речь идет о сложных дизайнерских решениях, то нейросеть не поможет.

«ИИ-картинки в большинстве случаев сразу видно. И они не производят впечатление «настоящих», даже в сравнении с «идеально причесанными» фотосессиями больших журналов. Красиво, но доверия к такому изображению (если оно подается как фотография) не будет», – подчеркивает он.

ПОМОЩЬ В РЕТУШИ

Говоря о развитии нейросетей и изменении сферы, связанной с дизайном и фотографией, многие отмечают и новые возможности для ретуши снимков. То, на что раньше уходило много времени, теперь можно сделать за пару минут – выровнять тон кожи, сменить фон, небо, нанести. При грамотном подходе это существенно облегчает жизнь профессионалам.

«ИИ уже сегодня помогает фотографам автоматизировать рутинные задачи — делает ретушь, добавляет эффекты, корректирует параметры отснятого материала. Например, в Adobe Photoshop сейчас внедрен ИИ на основе генеративных моделей Firefly, который ускоряет и упрощает обработку фото. Аналогично функционируют и современные цифровые камеры с автоматическими настройками и предобработкой изображения — фотографу удобнее снимать и легче дорабатывать материал», – уверен IT-эксперт, backend-разработчик Филипп Щербанич.

«Доказывают неизбежность развития новых инструментов на рынке результаты продаж подразделения цифровых медиа компании Adobe, одного из лидеров в области программного обеспечения для обработки фото и видео, в четвертом квартале 2024 года – 4,2 млрд долларов США (рост составил около 12% по сравнению с тем же периодом предыдущего года). Такие показатели говорят о том, что разработчики программного обеспечения делают большую ставку на ИИ, ожидают более глубокого внедрения технологий в рабочий процесс», – добавляет Оксана Кулакова.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Программирование» ПензГТУ Евгений Маркин уверен, что любые технологические изменения дают новые возможности для развития профессии, а не регресса.

«Индустрия фотографии уже проходила через серьезные трансформации: переход от использования пленки к цифровым камерам, появление Photoshop с его возможностями ретуши и композитинга, активное применение ИИ в смартфонах, где обычное фото мгновенно «улучшают» нейросети. Все эти новшества не погубили профессию, а, скорее, расширили границы творчества».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Конкуренция с ИИ позволит развивать сферу авторской, креативной фотографии, находить новые решения в синтезе дизайна и снимков. Ведь именно в творческом подходе – главное преимущество человека перед «машиной».

«Да, рынок изменится, и доходы в массовых сегментах могут снизиться. Но фотографы, которые сделают ставку на творчество, взаимодействие с людьми и сложные проекты, не только сохранят свои позиции, но и найдут новые возможности», – отмечает собственник продюсерского центра Людмила Зеленова.

«Не каждый человек захочет придуманную картинку, ему важна реальность происходящего. […] Люди фотографируют в основном значимые моменты: свадьбы, дни рождения, следят на фото, как растут их дети. Фотография – это не про красивую картинку, это про сохранение эмоций в моменте», – уверена пензенский семейный фотограф Елена Дианова.

«Фотография станет не просто ремеслом, а искусством, где главным преимуществом будет личный взгляд фотографа на мир. […] Нужно уделить внимание созданию необычных концептуальных проектов, демонстрирующих креативность автора, а не только техническое мастерство», – поделился мнением ведущий топ-менеджер финансово- технологической компании Владислав Скворцов.

Основатель журнала о дизайне интерьера и архитектуре Ирина Чиркова убеждена, что фотографы могут освоить новые направления, такие как визуальная документация, важная для архивов, исследований, юридических целей.

Доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Акимова обратила внимание на то, что технологии могут привести к созданию новых направлений. Она рассказала, как набирают популярность конкурсы фотографий, созданных с помощью ИИ.

«В недавнем конкурсе 1839 Color Photography Awards фотограф Астрей Майлз представил реальную фотографию фламинго, которая попала в топ-3 и получила приз зрительских симпатий, но позже была дисквалифицирована. Астрей, однако, заявил, что его настоящей целью было продемонстрировать превосходство человека над технологиями. Также наблюдается тенденция к маркировке контента, сгенерированного ИИ, что может привести к появлению ярлыков, аналогичных «hand-made», для повышения ценности традиционных работ».

Всем, кто не сможет выдержать конкуренцию с «машиной», скорее всего, придется сменить профессию. Одна из новых возможностей – стать промт-инженером.

«На рынке останутся профессионалы и творческие люди – художники, фотографы, которые реально создают что-то особенное. Остальные просто уйдут в другую профессию – станут так называемыми промт-инженерами, то есть теми, кто может правильно поставить задачу для ИИ, чтобы получить результат. На таких специалистов сейчас растет спрос», – считает проректор по цифровизации Пензенского госуниверситета Александр Антонов.

АВТОРСТВО

Одна из проблем с использованием картинок, сгенерированных искусственным интеллектом, – соблюдение авторских прав. Пока нет четкого понимания в этом юридическом вопросе.

«На данный момент любая картинка, которую вы сгенерируете вместе с ИИ, не будет являться полностью вашим авторским произведением. Нейросеть остается совладельцем или соавтором, и на данный момент нет гарантий, что ваше изображение не всплывёт в галереях генератора, не будет впоследствии использовано третьими лицами, или через какое-то время искусственный интеллект не сгенерирует что-то случайно похожее на ваш запрос другим пользователям, – рассказал фотограф Ренат Мансуров. – И пока вопрос авторского права ИИ не решен на законодательном уровне или не будет гарантий того, что автор, на работах которого училась нейросеть, не подаст на вас в суд за использование его наработок или стиля, работа фотографа все так же будет востребована».

Кстати, смогли определить, где в публикации использовались снимки фотографов, а где изображение было сгенерировано ИИ?

ЕЛЕНА ЮСУПОВА