Созидательное искусство становится маркером значимости труда в жизни общества
Москва стала центром идейного позитивного творчества, которым увлечены и художники из Пензенской области.
Считанные дни остаются до завершения выставки «Искусство труда» (0+), которая проходит в рамках VI фестиваля «Время, вперед!» в Новой Третьяковке. До 7 февраля на обозрение общественности будет представлено 190 произведений в различных жанрах: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства и инсталляция. Все они объединены темой красоты труда, а задача масштабной экспозиции – продвижение идей созидания, ценности рабочих профессий и жизни российских предприятий.
В экспозиции на Крымском валу есть и работы мастеров из Пензенской области – это Андрей и Елена Вилковы, а также их дочь Валентина, которые активно участвуют в индустриальных пленэрах и делятся с соотечественниками своим видением происходящих процессов на действующих производствах. «ПензаСМИ» уже рассказывало о впечатлениях земляков, а сейчас предлагаем вниманию читателей репортаж из залов Союза художников России.
«Труд – это созидание и искусство, энергия и энтузиазм, сила и красота», – уверены организаторы выставки, в которой принимают участие художники-профессионалы и любители. Они отразили в своих произведениях труд во всех его проявлениях, чтобы посетители могли восхищаться любой работой и ценить её, находить в ней достоинство и вдохновение, позитив и конструктивный опыт, а главное - проявлять уважение к людям труда.
Машиностроение и сельское хозяйство, легкая промышленность и строительство – широк спектр тем выставки, где с полотен на посетителей смотрят рядовые труженики: металлурги, шахтеры, рыбаки, плотники, пожарные и аграрии, чья деятельность находится в основе стабильного развития страны. Не обделены вниманием даже дворники и уборщицы, без которых невозможно представить нашу жизнь.
Любой желающий может посмотреть на труд как на процесс трансформации жизни человека и мира вокруг него. Произведения выставлены по категориям, первая из которых демонстрирует работу, связанную с изменением природных материалов: сельскохозяйственный труд, добыча полезных материалов, обработка древесины и камня. Далее следует так называемая трансформация состояния, когда отражены качества людей в трудовом процессе: выносливость, мастерство, сосредоточенность, вдохновение, преодоление трудностей.
В художественных творениях можно увидеть и преображение материи: превращение сырья в готовые изделия – от простых предметов до сложных механизмов, а также трансформацию энергии – от физической силы мастера до сложных технических систем.
Поэтапно знакомясь с экспозицией, формируется целостная картина, что труд формирует личность и отображает ценности общества.
«В рамках фестиваля «Время, вперед!» я с огромным интересом съездила на завод, где делала зарисовки, фотографировала, собирала по крупицам материал. Конечно же, постоянно просматривала работы коллег на тему труда и, воодушевлялась ими, создала живописную серию», - констатирует Елена Крахоткина из Москвы, которая представила работу «С головой в работу (Меркатор. Сборочный цех).
Автор решила затронуть один из аспектов предела человеческих возможностей – насколько глубоко созидатель способен погрузиться в работу, чтобы выполнить поставленную перед ним задачу.
Валентина Милакина из Новокузнецка изобразила «Раскаленный металл на Западно-Сибирском электрометаллургическом заводе» (холст, акрил, масло, дробленая мозаика).
Художник из Екатеринбурга Александр Алексеев создал индустриальный пейзаж, в котором ощущается движение и создание новых геометрических форм.
«Здорово! Интересно! Поучительно!», - свидетельствуют отзывы посетителей. В их числе школьники, студенты и люди старшего поколения, которые не скрывают своего восхищения от содержания работ современного искусства. Они уверены, что полотна раскрывают не только тренды сегодняшнего этапа развития государства, но и значимость нравственной ценности «труда».
Акварель Светланы Мельниковой из Ростова-на-Дону «В потоке энергии стали» изображает впечатляющее мгновение литья.
«В ярком свете энергии стали, где воздух вибрирует от жара и шума, рабочий ожидает момента литья металла», - таким увидела процесс автор, которая передала динамику момента – атмосферу завода, многообразие трудолюбия, красоту пламени и таинство рождения нового металла.
В продолжении темы Ирина Гуляйкина из Череповца запечатлела «Рабочие будни на Северстали» (холст, масло), где изображен листопрокатный цех.
Каждая из работ уникальна по-своему и цепляет за живое, поскольку раскрывает секреты, чем живет сегодня человек труда и современное производство в целом. Художники видят, что работа на заводе может быть красивой, модной и продуктивной. Даже «Кофе-брейк» может стать темой для произведения, напоминая о важности пауз в динамичном ритме.
Приковывает внимание картина «Техно мезень», где главный герой – старый заброшенный завод, покрытый орнаментом мезенской росписи.
Художник Сергей Суксин считает, что это отсылка к нашим архаичным корням, связь современного и глубинного сознания.
Алексей Кашанов из Белореченска создал «Сердце завода». Автор вместил в свою работу функционал, эстетику, мощь, яркость, красоту сложнейшего механизма. Присутствует и выпускаемая предприятием продукция – цилиндр двигателя, поршень с шатуном, коленвал, шестерни, цепи, подшипники, тросы. Синий и красный цвета не случайны – они символизируют малый и большой круги кровообращения.
«То, без чего не работает жизнь, - сердце. Оно есть у всего живого и не только. Сердце машины – двигатель, сердце команды – капитан, лидер, сердце нашей планеты – ядро, сердце России – Москва», - объясняет мастер.
Эпоксидная смола, жидкий камень и металлические предметы стали основой визуальной метафоры «Наш человек». Ульяна Акимченко из Новокузнецка изобразила современника, на котором застыл отпечаток индустриального прогресса.
Скульптура представляет собой двухчастную композицию: полупрозрачная голова символизирует внешность людей, их видимую сторону. Она пропускает свет, раскрывая внутренний мир, скрытый под поверхностью. Черный силуэт шахтера олицетворяет труд, противостояние опасности, выносливость, а также напоминание о том, что за всеми благами цивилизации стоит тяжелый труд и жертвенность.
«Интроверта цифрового мира» представил на выставке Алексей Зашихин из Архангельска. По его мнению, научно-технический прогресс и человек не могут существовать отдельно друг от друга.
«Как они взаимодействуют? На этот и другие вопросы современности мне помогают дать ответы мои электронные друзья», - как бы говорит автор работы, в основе которой акрил, компьютерные комплектующие и фанера.
Мария Дедюхина на холсте маслом «рассказала» историю своих близких, где прослеживается преемственность поколений. На создание картины «Отец и сын» её вдохновили общие увлечения мужской половины семьи техническим творчеством, совместной работой в мастерской и освоением секретов профессий.
«Возраст разный, а интерес общий», - подчеркнула автор, давая понять, что эту нить нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать.
На полотнах изображены люди разных поколений, профессий и увлечений. Так Виктория Харченко назвала свою постель «Оружейники» - запечатлён момент изготовления ребятами атрибутов игры в Средневековье.
«И пусть щит и меч пока еще деревянные, желание трудится вместе, дружить и защищать честь были абсолютно настоящие», - поделалась впечатлениями автор, которая изобразила мальчишек за работой в зимнем лагере.
Елена Запрудских из города Няндома пофантазировала на тему, как происходит «Ремонт Большой Медведицы.
«Иногда звезды перегорают, и обычные рабочие приезжают менять лапочки», - уверена художница, которая заложила в работу символический смысл.
В картине задействованы лампы, которые включаются от розетки. Одну из них по сюжету рабочий уже выкрутил и собирается менять. При желании можно вставить исправный искусственный источник света в патрон, чтобы все звезды горели.
Всего для участия в выставке было подано более двух тысяч заявок. Произведения посвящены деятельности шахтеров и метростроевцев, работников аэропорта и железнодорожного транспорта, покорителей морских просторов и рядовых гражданах, чьи усилия делают мир лучше.
С особым трепетом авторы отобразили любовь к родной земле и уважение к сельским труженикам, верность традициям и житейским радостям. Достаточно широко представлена и деятельность представителей творческих профессий.
«Экспозиция стала своеобразным диалогом, который никого не оставил равнодушным», - резюмировали пензенцы, которые посетили выставку.
Они справедливо считают, что каждому региону, отрасли или профессии есть что показать и поведать окружающим. Главное – сконцентрировать взгляд на труде и безусловной ценности этого процесса. В фокусе достойного завтрашнего дня государства и будущего поколений.