26 сентября 2018 Культура
1823

Бах в четыре руки... и два инструмента

Анастасия Суднева и Александр Новоселов готовят для пензенцев большой концерт, приуроченный к 333-летию великого композитора.

Интерес к Баху за века никуда не исчез, но время накладывает свой отпечаток. В ответ на запрос «Bach Greatest Hits» поисковая система Google выдает более четырех с половиной миллионов результатов: Иоганн Себастьян грамотно подогнан под стандарты массовой аудитории, которая им интересуется не всегда. Впрочем, человек, который любит музыку, рано или поздно откроет для себя Баха, не говоря уже о том, что самые знаменитые темы без того встречаются регулярно.

«Если кто-то говорит, что не знаком с произведениями Баха, для начала надо ему сообщить, что их он, разумеется, слышал - просто не знал ,что это великий Иоганн Себастьян. Та же Токката ре-минор или «Шутка» становятся и рингтонами, и телевизионными заставками, звуча буквально отовсюду», - напоминает пианистка пензенской филармонии Анастасия Суднева.

Разумеется, у тех, кто с детства причастен к музыкальной сфере, куда больше шансов раньше и глубже услышать, оценить, проникнуться. Органист Александр Новоселов вспоминает, что его первая встреча с Бахом произошла еще в первом классе музыкальной школы, но тогда это было скорее неосознанно: «Настоящая любовь возникла уже в старших классах, когда впервые услышал органный концерт в костеле Кирова, где прозвучало несколько произведений Баха. Они поразили масштабом и мощью звучания. С тех пор это один из моих самых любимых композиторов, его музыку всегда учу и играю с большим удовольствием. Думаю, с годами вырабатывается более философское ее понимание».

Анастасия Суднева признается, что первое по-настоящему сильное впечатление от музыки великого немца получила, когда ей было десять лет: «В тот вечер, когда мой папа исполнял первую часть концерта для фортепиано с оркестром ре-минор, произвел неизгладимое впечатление, став для меня воплощением слов самого Баха: «Цель музыки - трогать сердца». Помню, что отец пригласил меня сидеть рядом за роялем и переворачивать ноты, но в последний момент я струсила, что не справлюсь, и осталась в зале. И это было очень здорово, потому что смогла полностью отключиться от всего и впервые по-настоящему услышать Баха.

Это были незабываемые восемь минут, похожие на строчку Заболоцкого: «Огонь, пылающий в сосуде». Ни языков пламени, ни искр, но при этом полное ощущение жара, который исходит от каждого пассажа рояля, от каждой интонации униссонных скрипок, от контрабасовых низов… В тот вечер я решила, что непременно сыграю этот концерт. И так случилось, что в папин день рождения, 17 марта 2001 года, мне довелось его исполнить на той же сцене - только уже целиком и с другим оркестром. Спустя годы ре-минорный концерт Баха в числе моих самых любимых».

Кстати, воспоминание это в контексте нашего разговора имеет особое значение: концерт, который состоится в пензенской филармонии вечером четвертого октября, планируется завершить именно этим произведением, и его сыграют вдвоем Анастасия и Александр.

«Это будет уникальный случай! - рассказывает Настя. - Ведь изначально Бах писал свой опус для клавесина с оркестром, а у нас - рояль плюс орган. Подобных обработок просто не существует. И мы, можно сказать, пошли на смелый эксперимент! Кстати, далеко не все произведения, которые прозвучат четвертого октября, написаны для наших с Сашей инструментов. Например, ария из оркестровой сюиты будет исполнена на органе, а знаменитая «Чакона», сочиненная для скрипки - на фортепиано».

В течение вечера инструменты будут сменять друг друга, и это, по задумке музыкантов, должно разнообразить впечатление для слушателей. Кроме того, номера планируется перемежать рассказами о самом Бахе и его творчестве.

«Это сравнимо с прогулкой по музею, - считает Анастасия Суднева. - Можно просто смотреть картины, а можно слушать экскурсовода. Четвертого октября мы совмещаем в себе и ведущих, и исполнителей - это задача не из легких, потому что требуется словно взять слушателя за руку и провести его по удивительным закоулкам мира музыки».

«Мы решили сами рассказывать о произведениях, выбрав форму лекции-концерта, потому что хотим донести до слушателей информацию именно так, как чувствуем ее сами», - дополняет Александр Новоселов.

Часто считается, что концерты классической музыки посещают по большей части профессионалы или те, кто готовятся ими стать. Анастасия Суднева и Александр Новоселов рассчитывают, что в органном зале четвертого октября соберутся самые разные люди.

«Бах никогда не писал, что называется, для себя. Его музыка всегда для людей. К тому же мы выбрали произведения настолько известные и красивые, что, уверена, они не оставят равнодушным ни одного слушателя. Наш концерт абсолютно для всех, и если есть люди, которые никогда внимательно не слушали музыку Баха, но хотели бы с чего-то начать знакомство, то, думаю, четвертое октября очень хорошо подойдет», - считает Анастасия.

Топ-5 хитов Баха от Анастасии Судневой:

1.Токката и фуга ре-минор.

2. «Шутка»

3. Ария из оркестровой сюиты ре-мажор

4. Ария Альта из «Страстей по Матфею»

5. Органная хоральная прелюдия фа-минор

Топ-5 хитов Баха от Александра Новоселова:

1. Токката и фуга ре-минор

2. Органная хоральная прелюдия фа-минор

3. Прелюдия и фуга До-мажор из Хорошо темперированного клавира (1й том)

4. Органный концерт ля-минор по А. Вивальди,

5. Чакона для скрипки из партиты ре-минор.

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН