13 марта 2024 Важно
1260

Кулачные бои и катания на санях: как в Пензенской области в старину отмечали Масленицу

Фольклорист Татьяна Стаильская объяснила происхождение и смысл обрядов и символов праздника.


Фото: архив Татьяны Стаильской, penzasmi.ru, пресс-службы мэрии.

Масленица – один из самых веселых праздников в году, широко отмечаемый по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Наши предки почитали Солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки.

О том, как Масленицу праздновали в Пензенской области, а именно селе Пашково Земетчинского района, рассказала заслуженная артистка Пензенской области, фольклорист, исследователь народного костюма Татьяна Стаильская.

«Традиционно наши предки, крестьяне-земледельцы, Масленицу отмечали как большой разгульный праздник, органично вплетая в него языческие обряды. Первый день Масленицы – это встреча. Я помню, как моя бабушка первый испечённый блин этого дня оставляла на подоконнике и говорила, что это для поминовения усопших. Так как неделя была мясопустная, то хозяйки пекли много разной сдобы: пироги, пышки, ставили тесто на опаре. В нашей семье сохранились рецепты блинов с добавления пшена и манки, мятой картошки. Пекли блины толстые и тонкие, оладьи на сметане и на горячем молоке. В Земетченском районе блины делали без начинки, но сдабривали сливочным маслом, ставили на стол мед, варенье и обязательно сметану», – рассказывает Татьяна Николаевна.

Еще одной масленичной традицией было катание на санях. И обязательно по кругу: по селу, вокруг села. Это символизировало солнце. Наши предки считали, что так помогали солнцу разгораться. А в Земетчинском районе на Масленицу обязательно чествовали молодых супругов, которые и года не прожили в браке. Всю неделю их встречали в домах как самых дорогих гостей.

В третий день Масленицы, его еще называют лакомка, как правило, заканчивали строить снежные городки, и за них начинались шуточные битвы. Причем не только среди детей, но и среди взрослых.

«Кулачные бои в Земечетченском районе проводились вплоть до 70-х годов. Мой крестный отец рассказывал, что специально на Масленицу приезжал в Пашково, чтобы участвовать в гуляниях и кулачных боях. Сначала бились дети и подростки, а потом была очередь мужчин. Две команды сцеплялись руками и шли стеной друг на друга. Бой длился до первой крови или до первого упавшего. После устраивалась мировая, и все шли друг другу в гости», – продолжает Татьяна Стаильская.

Добрым знаком считалось, если в дни масленичной неделе в дом приходили бедняги и бездомные. Их пускали переночевать, кормили досыта, помогали с одеждой. И самое главное – делали все это тихо, не напоказ.

А вот в советское время Масленица переродилась в другой традиционный праздник, в праздник проводов зимы.

«Я помню, что чучело ставили, но это уже не называли Масленицей, говорили, что это символ зимы и после его сожжения приходит весна. Дожила до наших времен и традиция ставить высокий столб, подвешивая на него петуха. Не каждый мог забраться до самого верха, только самые ловкие», – рассказывает заслуженная артистка Пензенской области.

В семье Татьяны Стаильской традиции помнят и чтят.

«Я стараюсь повторить бабушкины рецепты. Например, ставлю опару для теста с добавлением пшена. Это долгий и кропотливый процесс. Но есть у меня и «быстрые» рецепты: на сметане или на простокваше», – говорит Татьяна Николаевна.

Корреспондент РИА «ПензаСМИ» Светлана Хромова вместе с мамой Ириной Владимировной тоже поделились с нашими читателям традиционными рецептами блинчиков.

Добавим, что в этом году в Пензе Масленицу будут праздновать на нескольких площадках, подробное расписание опубликовано здесь (возрастные огранчиения – 0+).